В определенной мере то, что определенная часть земельных долей окажется невостребованной, было ясно уже в момент приватизации сельхозугодий. Это стало неизбежным следствием тех особенностей, которыми характеризовалась та приватизация, осуществленная в начале 1990‑х гг. Причем выбранный вариант ее осуществления — через массовое паеваение (не реституция, как в некоторых других постсоветских странах, не возмездная передача намеренным создать свое хозяйство и проч.) и, казалось бы, упрощенный порядок сделок с долями как раз должен был снизить вероятность этого. Но почти тридцатилетнее существование этой проблемы и ее масштаб, конечно же, не предполагались. Так, если оценивать общую площадь сельхозугодий, приходящуюся (приходившуюся) на невостребованные доли, то следует отметить, что она менялась по мере того, как в отношении этих земель развивались различные процессы, но всегда была значительной. Так, к концу 1990‑х гг., по данным акад. Н.В. Комова и Н.В. Гаранькина, такими были около 27 млн га [4, с. 54–55], к концу «нулевых» годов она сократилась до 22–26 млн га (акад. В.Н. Хлыстун оценивал ее в 22–25 млн га [22, с. 79], а Н.К. Долгушкин — в 26,6 млн га [7, с. 8]. Наконец, спустя еще 10 лет, по данным С.Г. Гордейко, она составляла 17 млн га [5, с. 21].
Наши же оценки [8] основаны на сопоставлении отчетных данных: 1) о выявленных новых невостребованных долях (включение их в соответствующие списки); 2) о признании включенных в такие списки долей муниципальной собственностью (что влечет за собой утрату ими статуса невостребованных). Они позволили оценить максимальную по стране суммарную площадь невостребованных долей к концу «нулевых» годов в 33,9 млн га (на тот момент это было более трети от всех долевых земель), а число долей — 3,4 млн. На первый взгляд эти показатели могут показаться завышенными (см. выше — в «нулевые» годы их площадь оценивалась не более, чем в 22–27 млн га). Но ведь с 2005 г. было затруднено распоряжение долями, т. е. государство как бы само «подтолкнуло» ранее востребованные доли к состоянию их невостребованности (см. далее). Кроме того, с 2003 г. было запрещено передавать доли в аренду, а примерно к этому же времени стали истекать сроки договоров аренды долей (заключенных еще в 1990‑е гг.), т. е. в «нулевые» годы эти доли были в аренде — «востребованы», а теперь стали «невостребованы». Также в права наследования долями все чаще вступали граждане, не имевшие возможностей организовать использование соответствующих долям земель, что также стало фактором увеличения числа невостребованных долей.