По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2103-01

Нужно ли менять действующий с 2011 года механизм перехода невостребованных земельных долей к муниципалитетам?

Липски С.А. д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой земельного права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Цель статьи — исследовать действующий с 2011 г. механизм перехода невостребованных земельных долей к муниципалитетам, рассмотреть к каким результатам он привел и какие имеются сложности в его реализации. Сделан вывод, что признание невостребованных земельных долей муниципальной собственностью снижает остроту проблемы долевой собственности на землю в целом.

Литература:

1. Актуальные проблемы развития земельного законодательства и смежных отраслей (к международной научно-практической конференции «Векторы развития законодательного обеспечения государственной земельной политики: опыт ХХ века и современность»): монография / Под ред. С.А. Липски. — М.: ИП КИМ Л. А,, 2018. — 186 с.

2. Волков С.Н., Липски С.А. О мерах по обеспечению рационального использования земель в сельскохозяйственном производстве и воспроизводства их плодородия // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2017. — № 6. — С. 10–13.

3. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. и др. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу: монография. — М.: Государственный университет по землеустройству, 2018. — 344 с.

4. Гаранькин Н.В., Комов Н.В. Аренда — продвинутый сегмент гражданского оборота земли // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2005. — №12. — С. 54–56.

5. Гордейко С.Г. Как оценить перспективы расширения ипотечного бизнеса на сельскохозяйственную ипотеку // Банковское кредитование. — 2019. — № 6 (88). — С. 17–29.

6. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2017 году. — М.: Росинформагротех, 2019. — 328 с.

7. Долгушкин Н.К. Правовые проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения // Правовые и экономические проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения: матлы выездного заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу. — М.: Совет Федерации, 2009. — 86 с.

8. Липски С.А. Земельные доли в сельскохозяйственном землепользовании постсоветской России: возникновение, трансформация их статуса, текущие проблемы и пути их решения: монография. — М.: ГУЗ, 2020. — 320 с.

9. Липски С.А. Правовые аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения в постсоветской России // Журнал российского права. — 2014. — № 4. — С. 12–19.

10. Липски С.А. Земельные доли: путь к оптимизации землепользования или препятствие при перераспределении земель // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2001. — № 2–3. — С. 36–41.

11. Нарышева Н.Г. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. — 2009. — № 4. — С. 35.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения — Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №435‑ФЗ // Собр. законодат. Рос. Федерации — 2011 — № 1 — Ст. 47.

13. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Федеральный закон «О землеустройстве» — Федеральный закон от 18 июля 2005 г. №87‑ФЗ // Собр. законодат. Рос. Федерации — 2005 — №30 (ч. 1) — Ст. 3098.

14. О реализации конституционных прав граждан на землю. Указ Президента Российской Федерации от марта 1996 г. №337 // Собр. законодат. Российской Федерации. –1996 — №11 — Ст. 1026.

15. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга — М.: Росинформагротех, 2020. — 328 с.

16. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101‑ФЗ (с послед. дополн. и изм.) // Рос. газ. — 2002. — 27 июля.

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. №297‑р (в ред. от 28 августа 2014 г.) об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы // Собр. законодат. Рос. Федерации. — 2012. — № 12. — Ст. 1425.

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. №2413‑р // Собр. законодат. Рос. Федерации. — 2018. — № 46. — Ст. 7112.

19. Рекомендации о распоряжении земельными долями и имущественными паями. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» // Собр. законодат. Российской Федерации — 1995. — № 7. — Ст. 534.

20. Румянцев Ф.П. Появление «реверсной» земельной собственности как результат современной государственной земельной политики // Политика, государство и право. — 2015. — № 2.

21. Серова Е.В., Янбых Р.Г. и др. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: Росинформагротех, 2020. — 224 с.

22. Хлыстун В.Н. Земельные отношения в российском агросекторе // Отечественные записки. — 2012. — № 6. — С. 78–84.

23. Шеломенцев В.Н. Земельно-правовое устройство Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 6 (137). — С. 43–46.

24. Шеломенцев В.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 2 (133). — С. 8–12.

25. Barsukova G.N., Mironenko L.A., Yurchenko K.A. Modeling of the planting acreage structure with regard to a maintenance of the soil fertility // British Journal for Social and Economic Research. — 2016. — Т. 1. — № 2. — С. 39–47.

26. Lipski S.А. Private Ownership for Agricultural Lands: Advantages and Disadvantages (Experience of Two Decades) // Studies on Russian Economic Development. — 2015. — Vol. 26. — No. 1. — Р. 63–66.

В определенной мере то, что определенная часть земельных долей окажется невостребованной, было ясно уже в момент приватизации сельхозугодий. Это стало неизбежным следствием тех особенностей, которыми характеризовалась та приватизация, осуществленная в начале 1990‑х гг. Причем выбранный вариант ее осуществления — через массовое паеваение (не реституция, как в некоторых других постсоветских странах, не возмездная передача намеренным создать свое хозяйство и проч.) и, казалось бы, упрощенный порядок сделок с долями как раз должен был снизить вероятность этого. Но почти тридцатилетнее существование этой проблемы и ее масштаб, конечно же, не предполагались. Так, если оценивать общую площадь сельхозугодий, приходящуюся (приходившуюся) на невостребованные доли, то следует отметить, что она менялась по мере того, как в отношении этих земель развивались различные процессы, но всегда была значительной. Так, к концу 1990‑х гг., по данным акад. Н.В. Комова и Н.В. Гаранькина, такими были около 27 млн га [4, с. 54–55], к концу «нулевых» годов она сократилась до 22–26 млн га (акад. В.Н. Хлыстун оценивал ее в 22–25 млн га [22, с. 79], а Н.К. Долгушкин — в 26,6 млн га [7, с. 8]. Наконец, спустя еще 10 лет, по данным С.Г. Гордейко, она составляла 17 млн га [5, с. 21].

Наши же оценки [8] основаны на сопоставлении отчетных данных: 1) о выявленных новых невостребованных долях (включение их в соответствующие списки); 2) о признании включенных в такие списки долей муниципальной собственностью (что влечет за собой утрату ими статуса невостребованных). Они позволили оценить максимальную по стране суммарную площадь невостребованных долей к концу «нулевых» годов в 33,9 млн га (на тот момент это было более трети от всех долевых земель), а число долей — 3,4 млн. На первый взгляд эти показатели могут показаться завышенными (см. выше — в «нулевые» годы их площадь оценивалась не более, чем в 22–27 млн га). Но ведь с 2005 г. было затруднено распоряжение долями, т. е. государство как бы само «подтолкнуло» ранее востребованные доли к состоянию их невостребованности (см. далее). Кроме того, с 2003 г. было запрещено передавать доли в аренду, а примерно к этому же времени стали истекать сроки договоров аренды долей (заключенных еще в 1990‑е гг.), т. е. в «нулевые» годы эти доли были в аренде — «востребованы», а теперь стали «невостребованы». Также в права наследования долями все чаще вступали граждане, не имевшие возможностей организовать использование соответствующих долям земель, что также стало фактором увеличения числа невостребованных долей.

Для Цитирования:
Липски С.А., Нужно ли менять действующий с 2011 года механизм перехода невостребованных земельных долей к муниципалитетам?. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: