Как известно, сам термин «гражданская религия» был введен в научный оборот великим французским мыслителем эпохи Просвещения Жан-Жаком Руссо. В своей работе 1762 г. «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в книге 4, в главе 8 «О гражданской религии» [1] представлен анализ отношений государства и религии и вводится понятие «гражданская религия» для обозначения общественного явления. Как показано в [2. С. 146], «…постсоветская Россия оказалась ввергнутой в глубокий, всеохватывающий кризис — политический, экономический и социально-культурный». А мы бы еще добавили: «в идеологический». После развала Советского Союза канула в лету и его идеология. Поиски новой национальной идеи приводят многих авторов к анализу гражданской религии с точки зрения возможности принятия ее за основу новой национальной идеи в России. Подходит ли эта концепция для России? На этот вопрос пытается ответить автор в данной статье.
Методология основана на общенаучных логических методах и приемах познания, компаративного, содержательного контентанализа и интерпретации источников и на методе логического анализа понятий и определений. Источниковую базу составили труды ведущих российских и зарубежных ученых, исследующих данную проблематику.
Анализируя генезис и развитие религии, Ж-Ж. Руссо подметил особенность развития общества в древнем мире, когда народ отдельного государства исповедовал одну религию. Более того, религия появилась раньше государства, поэтому руководитель государства и законы государства фактически закреплялись церковью или хотя бы с ней согласовывались с возможностью церкви, говоря современным языком, наложить «вето». Отсюда, по мнению Ж.-Ж. Руссо, «так как каждая религия неразрывно связана с законами государства, ее предписавшего, то единственным средством обратить народ в свою религию было поработить его, а единственными миссионерами были завоеватели; и так как обязанность изменять религию была законом для побежденных, то прежде чем говорить о перемене религии, надо было начинать с победы» [1. С. 112–113].