Сразу поясню, почему у меня возник такой вопрос. Я училась в советской школе и в течение семи лет, как все ученики того времени, изучала историю. Курс охватывал все события, происходящие в стране с момента образования Руси до современных реалий. В десятом классе мы сдавали еще и обязательный экзамен по истории. Кроме того у нас проводилась масса мероприятий так или иначе затрагивающих историю страны. Собственно этих знаний мне хватило на всю жизнь.
В институте у нас тоже был предмет истории на первом курсе с зачетом после первого семестра и экзаменом — после второго. Но там уклон был на партийную линию. Мы изучали все произведения В.И. Ленина, писали конспекты, зачитывали все это на семинарах, но сказать, что эти знания мне пригодились — не могу. Все ушло в написание конспектов.
Поэтому я всегда считала, что изучать историю надо в детстве, в школе, сдавать обязательный экзамен, как по алгебре и русскому языку и дальше идти с этим багажом в жизнь.
Такое мое субъективное мнение. А что думают по этому поводу другие люди?
Я поговорила на эту тему с двумя уважаемыми экспертами — кандидатом юридических наук, доцентом, профессором РАЕ Алексеем Иглиным и шеф-редактором проекта «Вызывайте историка!» Николаем Охотиным.
— Уважаемые эксперты, давайте сначала поговорим о вашем опыте изучения истории в вузе.
Николай Охотин:
— Очень неровный. Одним преподавателям хотелось смотреть в рот, от других уши сворачивались в трубочку. Роль личности педагога сложно переоценить. Поэтому существенное расширение изучения истории в вузах — в первую очередь вызов для системы профильного педагогического образования. Впрочем, нерешаемых задач нет, если заниматься ими последовательно и методично.
Алексей Иглин:
— В 90-е годы 20 века студенты специальности «юриспруденция» изучали дисциплины: «История отечества», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «История политических и правовых учений», по каждой из которых сдавали курсовые экзамены. При этом часть программы указанных дисциплин пересекалась с тематикой таких предметов, как «Римское право», «Конституционное право зарубежных стран», а также темами об истории развития отраслей права (конституционного, гражданского, уголовного и др.).