Обсуждаемая тема является очень актуальной. Мы ее обсуждаем уже значительное время, и, если вы знаете, Федеральная таможенная служба выступала инициатором именно за модель уведомительного порядка [Решением Совета ЕЭК от 15.07.2022 № 107 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44» утверждены перечни товаров электронной торговли, в отношении которых применяется уведомительный порядок в части соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в рамках проведения в государствах — членах Евразийского экономического союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли. — Прим. ред.]. И на мой взгляд, мы пришли спустя три года к идее, что кто-то должен взять в свои руки и начать этот процесс двигать, потому что, скажем открыто, на сегодняшний день объективно мы должны согласиться с тем, что в странах — членах Союза этот порядок не заработал: никто на сегодняшний день в рамках уведомительного порядка не работает. Вывод один: что-то мы с вами на площадке уже Евразийской экономической комиссии не доделали. Это мое сугубо личное мнение. Процесс, который мы с вами обсуждаем, очень важный, и не потому, что очень активная дискуссия происходит на площадке Евразийской экономической комиссии, а ровно потому, что органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции, должны обеспечивать главное — защиту жизни и здоровья нашего населения. И техническое регулирование — это институт, направленный именно на это.
Приходится констатировать то, что сегодня значительное количество товаров, которые продаются на интернет-площадках в адрес физических лиц, не проходят процедуру оценки соответствия и безопасности никаким образом. И важно создать новый институт, который будет необременительным для всех участников этого процесса, но позволит обеспечивать прохождение и точное определение каждой номенклатуры товаров всеми заинтересованными лицами, как интернет-площадками, операторами, государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции, так и непосредственно потребителями. Хотел бы сказать, что мы с вами как физические лица являемся потребителями достаточно широкой номенклатуры товаров: это и автомобильные запчасти, и одежда, и косметические товары и т. д. И все эти товары мы с вами как потребители используем без понимания, безопасны ли они для нашей жизни и здоровья. Это не всегда так, и последствия, которые сегодня имеют место быть, иногда бывают печальны. А ответственность за реализацию таких товаров, в том числе на интернетплощадках, в принципе не несет никто. И если вы возьмете практику, в том числе судебную, устанете искать конечные следы по поводу привлечения к каким-либо судебным издержкам тех или иных продавцов. Мало того, в большинстве случаев, учитывая, что эти товары отдельные физические лица покупают лично для себя, просто никто не хочет связываться с обжалованием тех или иных действий. Но еще раз подчеркну: задача государства — защищать жизнь и здоровье населения, и на сегодняшний день на таможенные органы всех государств-членов эта обязанность возложена. Со своей стороны все соответствующие решения по уведомительному порядку мы полностью поддерживаем и готовы обеспечивать. Мало того, мы видим и понимаем (я сейчас говорю за таможенную службу Российской Федерации), как это можно сделать незаметно для всех участников этого процесса с использованием электронных данных, которые могут быть обеспечены и пополняться всеми участниками.