Одной из основных целей таможенных органов является сокращение издержек участников ВЭД путем упрощения и ускорения таможенных формальностей. Так, возможность «сквозного» прослеживания движения импортной поставки на всех этапах предварительных таможенных операций (прибытие товаров, помещение под таможенную процедуру таможенного транзита, временное хранение) и непосредственно при декларировании позволяет сократить сроки принятия решений в отношении декларируемых товаров. На различных этапах поставка товаров сопровождается совершением соответствующих последовательных таможенных операций, за реализацию которых могут отвечать различные субъекты внешнеэкономической деятельности: при прибытии товаров — отправитель, перевозчик; при заявлении таможенного транзита — перевозчик, декларант, таможенный представитель; при временном хранении — перевозчик, декларант, таможенный представитель и владелец СВХ; при декларировании — декларант, таможенный представитель. Отсутствие согласованности действий указанных лиц и контроля со стороны декларанта в конечном итоге может вызвать необходимость применения мер по минимизации рисков в рамках проведения документального и фактического таможенного контроля и, соответственно, негативно повлиять на временные и материальные издержки декларанта при выпуске товаров. Очевидным для понимания является тот факт, что в рамках поставки любой товарной партии от отправителя до получателя используется один пакет товаросопроводительных документов, который включает в себя контракт, транспортные документы, отгрузочные спецификации и т. д. Полнота заявляемых сведений в этих документах в конечном итоге влияет на оперативность и уровень таможенного контроля до выпуска товаров.
Проведенный анализ совершения таможенных операций в привязке к основным документам, которые представляются на первоначальном этапе в рамках предварительных таможенных операций, — прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС, помещения под транзит, временного хранения и пакета документов, приложенного к ДТ, выявил следующую проблематику сквозного контроля, которая нас крайне беспокоит. Учитывая, что в настоящее время, как правило, осуществляется представление таможенному органу формализованных документов, наблюдается ситуация, когда в таможенные органы представлены фактически два различных пакета документов. Выявляются факты, когда перевозчик не располагает документами, которые должны обеспечивать достоверность сведений в ТД, что свидетельствует о ненадлежащем взаимодействии перевозчика и декларанта. В пакете документов, представляемом при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и при временном хранении, заявляется один товар, в дальнейшем при декларировании в ДТ заявляются сведения о нескольких товарах.