В 2017 г. смертность в результате аварий по отношению к 2016 г. снизилась более чем двукратно. Несмотря на снижение, печальная статистика заставляет задумываться. В последние лет пять специалисты по промышленной безопасности говорят о нулевом травматизме как главной стратегической цели работы всех предприятий. Не повышение производительности и выработки в шахте, а сохранение жизни людей и их здоровье — вот главная задача! Как добиться нулевого травматизма в горнодобывающей отрасли — одна из важных тем для обсуждений сообществом профессионалов в рамках IV Всероссийской недели охраны труда (г. Сочи, Краснодарский край, 9–13 апреля 2017 г.).
Концепция нулевого травматизма является результатом разработки всемирной ассоциации соцобеспечения (МАСО) и представляет собой качественно новый метод профилактики несчастных случаев. Концепция основана на трех китах: безопасность труда, гигиена трудовой деятельности и благополучие сотрудников на всех производственных уровнях. В основе — осознанная объединенная деятельность всех участников производственного процесса, от владельца компании до каждого сотрудника. Ведь для предотвращения несчастных случаев и смертей на производстве недостаточно одних предписаний сверху или, наоборот, предусмотрительных действий низов. Все должны действовать сообща, последовательно и по четко выработанной схеме: в первую очередь — внедрение системы мониторинга рисков, так называемый риск-ориентированный подход, затем — вовлечение максимального числа сотрудников в управление безопасностью, в том числе руководителей высшего звена.
Начиная с 2010 г., показатели аварийности, в том числе и на горнорудных работах, имеют тенденцию к снижению. По уровню травматизма добывающая промышленность замыкает «шестерку антилидеров». На первом месте — строительство.
«После строительства в списке следуют: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, связь и только потом добыча полезных ископаемых, — подчеркивает директор Департамента условий и охраны труда Минтруда РФ Корж В.А. — Меры, принятые после ЧП на шахте Распадская в Кузбассе, где в результате взрыва метана в мае 2010 г. погиб 91 чел., положительно отразились на отрасли».