Всем живущим поблизости от мостов и дорожных развязок хорошо знаком характерный стук, раздающийся по крайней мере дважды при проезде по мосту любого автомобиля, особенно большегрузного. Днём этот звук тонет в прочих шумах, однако ночью порой создаёт серьёзный дискомфорт, особенно при оживлённом движении по трассе. Источником надоедливого стука являются деформационные дорожные швы – неотъемлемая часть конструкции любого автомобильного моста. Они гасят статические напряжения, которые возникают в дорожном полотне, но одновременно являются и наиболее слабым его местом.
«Всё начинается с образования колеи на асфальтобетонном покрытии. Это явление обычно наблюдается в двух случаях: летом, когда по разогретому дорожному полотну проходит большегрузный транспорт, и зимой – в результате воздействия шипованных шин. Вследствие образования колеи на асфальтобетонном покрытии переходная зона из цементобетона работает как ступенька и начинает разрушаться. После повреждения переходной зоны колёса автомобилей начинают ударять непосредственно в металлическую конструкцию шва, что и вызывает характерный стук», – объясняет Мария Ледина, руководитель направления «Дорожное хозяйство» концерна BASF, ведущего мирового производителя строительной химии.
Проблема гораздо серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Например, шум стучащих мостов и эстакад является одной из причинснижениярыночнойстоимостирасположенного поблизости жилья. И это лишь вершина айсберга. В результате постоянных ударов переходная зона разрушается ещё быстрее, обнажая металлические элементы конструкции, которые быстро расшатываются и деформируются. Шов приходит в полную негодность и требует замены, а это головная боль для дорожников, поскольку ремонт требует полной остановки движения на проблемном участке и поиска путей объезда. Даже кратковременное нарушение транспортного режима может спровоцировать серьёзные пробки и разорвать многие логистические цепочки. Результат – многомиллионные убытки в самых разных отраслях экономики, вызванные локальной технической проблемой. Знакома она и водителям, ведь характерный удар при попадании колеса в разрушенный шов не просто вызывает неприятные ощущения, но и наносит ущерб транспортному средству.