Всем живущим поблизости от мостов и дорожных развязок хорошо знаком характерный стук, раздающийся по крайней мере дважды при проезде по мосту любого автомобиля, особенно большегрузного. Днем этот звук тонет в прочих шумах, однако ночью порой создает серьезный дискомфорт, особенно при оживленном движении по трассе. Источником надоедливого стука являются деформационные дорожные швы — неотъемлемая часть конструкции любого автомобильного моста. Они гасят статические напряжения, которые возникают в дорожном полотне, но одновременно являются и наиболее слабым его местом.
«Все начинается с образования колеи на асфальтобетонном покрытии. Это явление обычно наблюдается в двух случаях: летом, когда по разогретому дорожному полотну проходит большегрузный транспорт, и зимой в результате воздействия шипованных шин. Вследствие образования колеи на асфальтобетонном покрытии переходная зона из цементобетона работает как ступенька и начинает разрушаться. После повреждения переходной зоны колеса автомобилей начинают ударять непосредственно в металлическую конструкцию шва, что и вызывает характерный стук», — объясняет Мария Ледина, руководитель направления «Дорожное хозяйство» концерна BASF, ведущего мирового производителя строительной химии.
Проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Например, шум стучащих мостов и эстакад является одной из причин снижения рыночной стоимости расположенного поблизости жилья. И это лишь вершина айсберга. В результате постоянных ударов переходная зона разрушается еще быстрее, обнажая металлические элементы конструкции, которые быстро расшатываются и деформируются. Шов приходит в полную негодность и требует замены, а это головная боль для дорожников, поскольку ремонт требует полной остановки движения на проблемном участке и поиска путей объезда. Даже кратковременное нарушение транспортного режима может спровоцировать серьезные пробки и разорвать многие логистические цепочки. Результат — многомиллионные убытки в самых разных отраслях экономики, вызванные локальной технической проблемой. Знакома она и водителям, ведь характерный удар при попадании колеса в разрушенный шов не просто вызывает неприятные ощущения, но и наносит ущерб транспортному средству.