В последнее время все больше внимания привлекается к вопросу развития электронной торговли на государственном и международном уровне. Данный вопрос становится актуальным для различных областей и сфер деятельности. Это налоговое и таможенное регулирование, статистика, конкуренция, защита прав потребителей и т. д. Вместе с тем необходимо знать масштабы явления, чтобы определять целесообразность его регулирования. На сегодняшний день унифицированные подходы к определению объемов трансграничной электронной торговли отсутствуют, так же как пока нет единого понимания, что относить к данной категории торговли. Определенные цифры, аналитические обзоры, исследования проводятся различными организациями, агентствами, ассоциациями и т. д. Но надо принимать во внимание, что такие расчеты проводятся ими на основе субъективных методик (данные платежных систем, опросы, наблюдение и т. д.), что, в свою очередь, отражается на разнице в приведенных относительных и абсолютных цифрах. Выводы различных экспертов сходятся в том, что объемы электронной торговли в целом и ее трансграничной составляющей существенно растут, и такая тенденция будет сохраняться в течение ближайших лет. Данный сегмент торговли набирает все большую популярность в мире, вытесняя классическую торговлю, а относительная доля электронной торговли с каждым годом растет, становясь все более статистически заметной. В связи с этим электронная торговля нуждается в определенной адекватной оценке и надлежащем регулировании со стороны соответствующих органов, как это происходит с классической торговлей.
Обратимся к приведенным рядом организаций цифрам, но сразу оговорюсь, что эти данные могут расходиться, как было отмечено выше. Если рассматривать приведенные рядом источников данные, то еще в 2014 г. объем электронной торговли составлял около 800 трлн долл. США, в 2017 г. — более 2 трлн долларов США, а прогноз на 2019 и 2020 гг. — около 3 и 4 трлн долл. США соответственно. По оценкам разных источников, средний ежегодный рост объема электронной торговли составляет 17–20 %. Поэтому здесь мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста данного рынка. Это усредненные показатели, и существует различие в темпах роста электронной торговли в зависимости от страны и даже континента, что обусловлено различными факторами, в том числе доступностью Интернета, возможностью осуществления электронных платежей, скоростью доставки, регулированием и т. д. Так, в Австралии, по отдельным экспертным оценкам, рост рынка интернет-торговли наблюдается в среднем на 20–30 % в год, а в Южной Кореи рост объемов трансграничной электронной коммерции — на 40 % в год. И самое главное, доля электронной торговли в ее общем объеме непрерывно растет: по некоторым данным, если в 2005 г. ее доля составляла 3 %, в 2016 г. это уже 8,7 %, а в 2019 и 2020 гг. онлайн-продажи могут составить 12,4 и 14,6 % от мировых розничных продаж. При этом в некоторых развитых странах эта цифра, т. е. доля электронной торговли, составляет более 50 %. Так, по оценкам экспертов, в Канаде 76 % товаров покупается онлайн, а это от 8 до 40 млн посылок ежегодно. В странах ЕАЭС также наблюдается траектория роста электронной торговли и ее трансграничной составляющей. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рынок интернет-торговли в России в 2015 г. составил около 760 млрд руб., в 2016 г. — 920 млрд, а к 2017 г. превысил 1 трлн руб. По их же данным, если доля трансграничной интернет-торговли в России в 2015 г. составила 29 % от общего объема, то в 2016 г. это уже 33 % от всей электронной торговли. Объем трансграничной торговли в 2016 г. — чуть более 300 млрд руб., а в 2017 г. эта цифра составила почти 375 млрд руб., т. е. показала более чем 20-процентный рост.