По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321.01

Новый вектор развития административно-политической элиты как оптимизация государственного аппарата в России

Елена Николаевна Малик канд. полит. наук, доцент, сотрудник Академии ФСО (Российская Федерация) E-mail: HYPERLINK "mailto:malik57-elena@mail.ru" malik57-elena@mail.ru
Мария Владимировна Шедий д-р социол. наук, профессор, сотрудник Академии ФСО (Российская Федерация) E-mail: m_v_shedij@mail.ru

Авторами статьи аргументировано, что важнейшей частью кадрового потенциала современного российского государства является политическая элита. Процессы рекрутирования элит напрямую зависят от проводимой государством кадровой политики, которая составляет вместе с тем ее особый сегмент. Сегодня необходимо более широкое использование элитологических основ при разработке государственной кадровой политики на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном. Однако важными остаются проблемы ориентации административной российской элиты на общенациональные интересы, а не на собственно карьерные стратегии.

Литература:

1. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: Учебный курс в 2 т. — М.: РАГС, 2011. — С. 269–275.

2. Васютин Ю.С. Кадры государственной и муниципальной службы: проблемы политологической подготовки и переподготовки // Среднерусский вестник общественных наук. — 2016. — Т. 11, № 2. — С. 71–75.

3. Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции. — М.: Изд-во РАГС, 2013. — 384 с.

4. Понеделков А.В., Старостин А.М. Региональные административно-политические элиты России в исследованиях ростовской элитологической научной школы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2012. — № 2. — С. 241–248.

5. Старостин А.М. Современные российские элиты: на пути к новой конфигурации // Власть. — 2003. — № 7. — С. 50–57.

6. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. — М., 2014. — 347 с.

7. Устинович Е.С. Государственная политика развития цифровой экономики в России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2018. — № 1. — С. 112–115.

Современные мировые социально-политические практики требуют от управленческой элиты нового вектора развития, который должен быть заложен и в государственную кадровую политику. Управленческий слой государственного аппарата в современной России не всегда способен конкурировать с передовыми странами. Представители российской элиты не всегда демонстрируют высокий уровень профессионального и нравственного развития, а значит, готовность надлежащим образом исполнять свой служебный долг.

По мнению А. И. Турчинова, «накопление общественно полезного слоя профессионалов во всех сферах общества, в том числе и в сфере государственно-административного управления, собственно тех, кто влияет на его динамичное развитие в постперестроечные годы, происходило в условиях, суть которых можно характеризовать принципом социал-дарвинизма — выживает сильнейший. И этими «сильнейшими» становились либо те, кто имел опыт борьбы за лидирующие позиции в криминальном мире, либо те, кто владел властными ресурсами государственного аппарата»1 .

Инновационное развитие российского государства определяет прежде всего корректировку государственной кадровой политики.

Принцип «кадры решают всё» стал особенно актуальным в современной России. В условиях геополитического давления и экономической турбулентности необходимы как пересмотр в подходах всей системы политического управления, так и в системе государственного кадрового администрирования.

Из этого следует, что государственно-административное реформирование предполагает одновременное сочетание и разработок нового поколения организационноуправленческих новаций, и новые механизмы по переформатированию методов и механизмов работы с высшим управленческим персоналом.

Кадровая элита в данном процессе должна приложить значительные усилия по повышению уровня своего образования, компетентности и морально-нравственной культуры.

Данные процессы должны иметь государственное образовательное и экспертно-консультативное сопровождение. Мы разделяем мнение профессора Ю. С. Васютина, что «в современных условиях демократическое государство и в целом общество объективно предъявляют высокие требования не только к институтам государственного управления и государственной службы, но и к личности государственного служащего, решающего различные аспекты исключительно сложных задач модернизации и безопасности страны, жизнеобеспечения граждан, их духовно-нравственного воспитания и т. д.»2 .

Для Цитирования:
Елена Николаевна Малик, Мария Владимировна Шедий, Новый вектор развития административно-политической элиты как оптимизация государственного аппарата в России. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: