Землеустройство является эффективным средством регулирования земельных отношений и организации рационального использования и охраны земель, особенно в период земельных преобразований. Первый государственный орган по земельным делам и землеустройству в России — Поместная изба (вскоре переименованная в Поместный приказ) был создан в 1556–1557 гг. И с тех пор землеустройство неоднократно играло заметную роль в развитии государства.
Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. №78‑ФЗ принят 11 лет спустя после принятия закона «О земельной реформе» от 23.11.1990 г. За это время изменился правовой режим земель и формы хозяйствования на земле, структура органов управления земельными ресурсами, содержание и задачи землеустройства. Существенные изменения в земельном законодательстве произошли за период с 2001 по 2018 гг. Всё это обусловило необходимость корректировки ФЗ «О землеустройстве». Поэтому Правительство Российской Федерации распоряжением от 23.12.2017 г. №2925‑р. поручило Минэкономразвития в срок до декабря 2018 г. подготовить новую редакцию закона «О землеустройстве». Проект был подготовлен и 26 октября и 7 ноября рассмотрен в Минэкономразвития. Но он вызвал острую критику специалистов. Мы также передали свои замечания по проекту закона и получили ответ, в котором Департамента недвижимости Минэкономразвития сообщил, что замечания будут учтены при доработке проекта. Новый вариант был доработан, рассмотрен в Департаменте природных ресурсов, земельных отношений и агропромышленного комплекса Правительства России и 11.12.2020 г. передан на согласование в Минсельхоз России. В новом законопроекте многие отмеченные недостатки устранены. Показан опыт землеустройства в Германии, Нидерландах и Швеции. Но многовековой опыт землеустройства в России остался не замеченным. Не привлёк внимания и опыт Германии по территориальному и ландшафтному планированию использования земель, основанный на законе «О землеустройстве» от 16.03.1976 г. В то же время упорно рекомендуется замена принятого в России принципа деления земель по целевому назначению на сельскохозяйственное зонирование по Шведскому образцу. Такая замена, несомненно, нанесёт землям сельскохозяйственного назначения большой ущерб и потребует пересмотра всего земельного законодательства.