Впервые механизм комплексного развития территорий в градостроительном законодательстве закрепили в 2007 году, правда, под другим названием — развитие застроенных территорий. В 2017 году он был преобразован и получил название, к которому мы привыкли сегодня. Однако в 2020 году в Градостроительный кодекс снова внесли изменения, усовершенствовав законодательную базу таким образом, чтобы ответить на вопросы, прежде остававшиеся без ответа. Журнал «Вестник» выяснил, какие сложности возникают или могут возникнуть при реализации проектов КРТ.
Надежда Косарева, руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое России и президент фонда «Институт экономики города», отмечает, что актуальность механизма КРТ очень велика, ведь на протяжении последних 30 лет жилищное строительство велось на ранее не освоенных территориях, где раньше не было застройки. Тем временем существующая застройка в городах ветшала.
«Недостаточно средств вкладывалось в капремонт, модернизацию и реконструкцию зданий и инфраструктуры, что привело к большому износу физических активов: городская среда ветшала, а накопленное недофинансирование восстановительных инвестиций, по оценкам, сегодня составляет порядка 40 % ВВП», — отметила эксперт.
Надежда Косарева уверена, что этот вопрос актуален не только для ветхой жилой застройки, но и для недействующих промышленных зданий, которые образуют в городах целые заброшенные промышленные зоны. Их комплексное развитие, по ее мнению, позволит использовать эти территории гораздо более эффективно.
В свою очередь, Дмитрий Наринский, академик отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ и эксперт Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования, считает, что механизм комплексного развития территорий — это своеобразный ответ на те запросы, которые имеются у городов в рамках системы пространственного планирования.