Субъектно-ориентированная модель системы управления рисками реализуется в таможенных органах более шести лет. Первые шаги по ее созданию были сделаны в 2011 г. через внедрение отраслевого категорирования в отношении автосборочных и промышленных предприятий. Впоследствии отраслевое категорирование было распространено на экспортеров продукции собственного производства, а также импортеров рыбной и мясной продукции. В 2013 г. внедрено автоматизированное категорирование участников внешнеэкономической деятельности, распространявшееся на все организации, осуществлявшие импорт товаров, независимо от вида их деятельности и категорий товаров. Действовавшая система категорирования предусматривала распределение участников ВЭД на две категории: участники ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства и остальные участники ВЭД.
В 2016 г. Аналитическим управлением во взаимодействии с заинтересованными функциональными структурными подразделениями ФТС России был разработан новый порядок автоматизированного категорирования участников ВЭД, который предусматривает оценку деятельности участников ВЭД в целях их распределения по трем уровням таможенного риска — низкому, среднему и высокому с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля. Информационная система ФТС России на основе 35 критериев анализирует различные аспекты деятельности участника ВЭД и относит компанию к высокому, среднему или низкому уровню. Это происходит автоматически, без участия должностных лиц. 35 критериев, используемых при проведении категорирования участников ВЭД, оценивают различные аспекты их деятельности. Из них шесть критериев являются блокирующими, то есть при выявлении хотя бы одного из них участник ВЭД не может быть отнесен к категории низкого уровня риска вне зависимости от расчета значений показателей по иным критериям. К блокирующим критериям автоматизированного категорирования относятся следующие: нахождение в перечне лиц, в отношении которых проведение таможенной проверки не представляется возможным; нахождение участника ВЭД на стадии ликвидации либо прекращения деятельности; неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов; наличие неисполненной обязанности по уплате административного штрафа; наличие вступившего в законную силу обвинительного приговора суда по статье 194 Уголовного кодекса Российской Федерации; отнесение участника ВЭД к высокому уровню налогового риска по результатам категорирования ФНС России.