В своем выступлении я хотел бы осветить изменения в правилах проведения таможенного контроля, которые произойдут после вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, на которые участникам ВЭД следует обратить внимание, чтобы, возможно, предпринять какие-то действия по внесению корректив в логистику, документооборот и т. д. для соблюдения требований нового таможенного законодательства.
Новый кодекс дает декларантам возможность не представлять таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, — как в декларации на товары, так и в транзитной декларации, за исключением некоторых случаев. Но я хотел бы предостеречь от применения этой действительно современной и интересной нормы сразу после вступления в силу ТК ЕАЭС. Почему? Дело в том, что и сегодня ряд разрешительных документов, например сертификат соответствия, паспорт сделки для валютного контроля, можно не представлять в таможенные органы. Однако многие из этих документов компании все равно представляют исходя из того, что у таможенного органа есть право эти документы затребовать, и во многих случаях такое право реализуется, что влечет за собой задержку в совершении таможенных операций и выпуске товаров, соответственно, дополнительные финансовые издержки для участника ВЭД. С моей точки зрения, ситуация продолжит развиваться в том же ключе еще некоторое время, поскольку обязанность иметь эти документы на момент подачи таможенной декларации закреплена в новом кодексе. Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов и, получив запрос от таможенного органа о представлении документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации, декларант не сможет представить их в течение достаточно ограниченного срока, исчисляемого в часах (в зависимости от ситуации), то за этим последует отказ в выпуске товаров. Это означает уже не просто задержку, а необходимость начинать процедуру таможенного декларирования заново с уплатой новых таможенных платежей, поскольку ранее уплаченные денежные суммы быстро зачесть не получится, что достаточно серьезно. Соответственно, моя рекомендация — не начинать с таких серьезных изменений во взаимоотношениях с таможенными органами для текущих поставок на момент вступления в силу ТК ЕАЭС. Все-таки это норма на будущее, когда таможенные органы наработают достаточный опыт и в категорировании участников ВЭД, и в применении системы управления рисками. Хотя СУР действует уже несколько лет, тем не менее такой срок является незначительным для наработки устойчивых подходов в селекции товаров, подлежащих таможенному контролю. Поэтому, чтобы не допускать задержек в выпуске товаров, рекомендуется продолжать представлять документы в том же объеме, что и сегодня.