По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новый этап в технологиях и мышлении

Некрасов Д. В. директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, рассказывает о главных новациях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и обозначает сильные и слабые стороны нового документа.

После подписания президентами стран Евразийского экономического союза проекта Таможенного кодекса ЕАЭС он приобретет статус международного договора и по сути станет законом прямого действия для всех участников таможенных правоотношений в Союзе. Мы рассчитываем, что новый кодекс вступит в силу с 1 июля 2017 г. (поскольку он является международным договором, дата его вступления определена так — с момента сдачи последней ратификационной грамоты, но не ранее 1 июля 2017 г.), отсрочка в полгода необходима для того, чтобы и госорганы, и бизнес подготовились к вступлению в силу этого документа, в том числе для издания большого количества нормативных актов, обеспечивающих его реализацию как на наднациональном, так и на национальном уровне.

Каковы основные новеллы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза? Первое — приоритет электронных технологий. Новый кодекс заставляет все таможенные технологии переводить в электронный вид. Конечно, и сейчас значительная часть таможенных операций осуществляется в электронном виде, однако по сути сегодня этот электронный вид являет собой отражение бумажной технологии. ТК ЕАЭС построен таким образом, чтобы технологии изначально разрабатывались в электронном виде, что позволит оптимизировать как процессы таможенного оформления и таможенного контроля, так и бизнеспроцессы участников ВЭД.

Новый кодекс заставляет все таможенные технологии переводить в электронный вид.

ТК ЕАЭС построен таким образом, чтобы технологии изначально разрабатывались в электронном виде, что позволит оптимизировать как процессы таможенного оформления и таможенного контроля, так и бизнес-процессы участников ВЭД

Второе — новый кодекс легализует автоматический выпуск товаров. К сожалению, у разработчиков не хватило смелости написать непосредственно эти слова: «автоматический выпуск товаров», однако в тексте ТК ЕАЭС есть прямые положения о том, что таможенные операции могут осуществляться посредством информационных систем без участия должностных лиц таможенных органов. Это создает базу для масштабного переформатирования системы управления рисками, поскольку новый кодекс без нормально функционирующей СУР будет работать с большими сбоями и, наверное, создаст проблемы как для таможни, так и для участников ВЭД. В чем основная идея ТК ЕАЭС? В том, что поступающие электронные декларации или иные документы в электронном виде, образующиеся в ходе таможенных операций, должны проходить через систему управления рисками, и если СУР не выдает решения о необходимости дополнительной проверки, дополнительного контроля, запроса документов, назначения таможенного досмотра или о необходимости провести дополнительные мероприятия на этапе постаудита и т. п., то декларация должна уходить на автоматический выпуск, и декларанту от информационной системы таможенной службы должно приходить сообщение о выпуске ДТ. Конечно, надо быть реалистами и понимать, что эта схема не начнет работать немедленно после вступления в силу кодекса — столь масштабная перестройка таможенных технологий и системы управления рисками потребует изменения психологии и таможенников, и предпринимателей, но тот импульс, который даст ТК ЕАЭС, заставит таможенные службы стран Союза (которые к тому же находятся в здоровой конкуренции между собой) волей-неволей постепенно перераспределять ресурсы от механической проверки каждой декларации к проверке тех ДТ, которые требуют большего внимания и контроля со стороны таможенных органов, избавляя тем самым и участников ВЭД, и таможенные органы от ненужной работы. Мы рассчитываем, что постепенно доля автоматического выпуска товаров дойдет до 50 %. Некоторые страны Союза преду сматривают еще больший процент, но дело не в количественных показателях — нужно сформировать устойчивую тенденцию и развивать данное направление. Вероятно, понадобится от года до трех лет для того, чтобы перенастроить систему управления рисками и чтобы таможенная служба научилась работать в новых условиях и нашла в себе решимость перейти на эту схему.

Для Цитирования:
Некрасов Д. В., Новый этап в технологиях и мышлении. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: