По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Новый этап развития землепользования и земельных отношений в пореформенный период

Рогатнев Ю. М. д-р экон. наук, профессор, Омский аграрный университет имени П. А. Столыпина, г. Омск, E-mail: rumom@mail.ru

В статье анализируются проблемы системы землепользования и земельных отношений с позиций рыночной экономики. Показано временное назначение долевой собственности на землю, которая становится серьезным тормозящим фактором эффективного развития сельского хозяйства. Рассмотрены проблемы рационального использования земли применительно к новым требованиям экономического развития. Указано на кризисные явления в системе землепользования, земельных отношений и основные направления их преодоления.

Литература:

1. Алакоз В.В., Овсянников Д.А. Использование сельскохозяйственных земель в России и Германии в свете национальных стратегий развития сельских территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 8. — С. 8–13.

2. Волков С.Н., Косинский В.В. Концепция землеустройства в Российской Федерации на современном этапе / Тез. докл. Международный научно-практической конференции по землеустройству (9–12 мая 2013 г., г. Каунас). — Каунас, 2013. — С. 157–164.

3. Рогатнев Ю.М. Новый земельный строй России. Размышления о стратегии развития // Вестник ОмГАУ. — 2011. — № 2. — С. 37–41.

4. Хлыстун В.Н. Земельная реформа: опыт и задачи по завершению // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2016. — № 10. — С. 8–15.

Последние четверть века для России проходит под знаком преобразований. Наряду с реформой социально-политической и экономической систем важнейшее значение имеет земельная реформа. Она изменила и продолжает преобразование в первую очередь сельского уклада жизни населения. Эта реформа в достаточно короткий срок реформировала земельный строй страны. Наиболее существенным ее достижением явилось появление многообразия форм собственности и организационно-правовой организации использования земли, восстановление функции земли как имущества. Земля приобрела не просто ценность как общее достояние всех жителей страны, а цену как производственный, рекреационный и природный ресурс в пределах конкретного земельного участка, принадлежащего юридическому и физическому лицу.

Проведенные преобразования значительно усложнили правовой режим земли на территории страны. Образовались две большие группы собственности, отличающиеся по масштабам обеспечения интересов собственника; государственная и частная.

Первая группа собственности позволяет решать задачи функционирования и развития общих интересов всех жителей или отдельных групп на определенной территории (страна, субъект Федерации, территории районов, поселений. Она нашла свою реализацию в государственной собственности Федерации и ее субъектов, муниципальной собственности. Распоряжение собственностью осуществляют органы управления, но право и характер владения и пользование закрепляются на безвозмездной и возмездной основе за конкретным юридическим или физическим лицом. Муниципальная собственность, провозглашенная как особая форма собственности, по сути дела во многом соответствует статусу государственной и для обеспечения владения и использования земли использует тот же механизм, что и государственная. При этом она имеет такое же отношение к государственной собственности, как государственная федеральная к государственной собственности субъектов Федерации.

Вторая группа собственности позволяет обеспечивать индивидуальные и частные задачи развития юридических и физических лиц. Статус частной собственности позволяет сосредоточивать право распоряжения, владения и пользования как в одних руках, так и распределять между разными субъектами правоотношений. В формировании института частной собственности на землю был учтен опыт совместной (общей) собственности имущества. Это было вызвано опытом функционирования частных компаний, основанных на привлечении капитала других лиц не путем кредита, а продажей части своего капитала в виде акций или включением капитала разных лиц в уставный капитал. Кроме того, приватизация земли номинально сделала значительные слои населения собственниками, предоставив право создания собственного мелкого товарного производства. Однако отсутствие реальных условий (отсутствие финансовых и материальных условий, а главное, опыта самостоятельного хозяйствования) значительной части новых собственников не позволило это сделать. Поэтому государство, откладывая задачу масштабного формирования слоя мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, предложило механизм формирования сельскохозяйственный организаций, новых организационно-правовых форм (СПК, ООО, АО, ЗАО) на основании участия новых индивидуальных собственников земли и другого имущества в формировании уставного капитала этих организаций. Это предоставило сельскохозяйственным организациям право владения и пользования землей, но при этом оставило право распоряжения за владельцами земельных паев. Так сформировалась общая совместная и долевая собственность на землю. Тяжелая экономическая ситуация в сельском хозяйстве каких‑либо выгод сособственникам на праве общей собственности земли во многих хозяйствах не принесла. Для преодоления этого недостатка государство позволило владельцам земельных долей изъять их уставной капитал и сдать этой же организации в аренду.

Для Цитирования:
Рогатнев Ю. М., Новый этап развития землепользования и земельных отношений в пореформенный период. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: