В России необходимо пересмотреть отношение к местному самоуправлению, считает доцент кафедры государственного и муниципального управления ГУУ Сергей БЕЛОКОНЕВ. Эксперт рассказал о пяти приоритетах долгосрочной стратегии государства по отношению к местному самоуправлению — финансировании, планировании, технологиях, инфраструктурных проектах и взаимодействии с федеральными органами власти.
— Моя гипотеза заключается в том, что увеличение финансово-экономических возможностей на местном уровне в России возможно только при передаче части федерального налога в муниципалитеты. Предполагаю, в ближайшие несколько лет это приведет к росту экономики и расширению налогооблагаемой базы и к возможности компенсировать объемы выпадающего дохода в федеральном бюджете.
Самое главное: это позволит расширить внутренний рынок в России. Как известно, этот драйвер экономического роста активно используется в экономике передовых стран, например в Китае.
Если рассчитывать изменение межбюджетных отношений, то передача части налогов должна стимулировать деловую активность, рост экономики, увеличение собираемости налогов в целом. Возможно, это должна быть передача части НДС (10–15 %).
Почему именно сегодня это политически обоснованно? Потому что в стране в последнее десятилетие выстроена гибкая и эффективная система кадрового и политико-административного формирования органов МСУ. Риск конфликтности между региональной властью и муниципалитетами минимален. При этом экономический эффект от развития экономики МСУ может быть 1–2 % роста ВВП в год.
— Какие вы видите приоритеты в финансировании?
— Безусловно, основными приоритетами вложений этих дополнительных ресурсов в муниципалитеты должна стать новая инфраструктура для малого и среднего бизнеса, стимулирование перерабатывающей промышленности, благоустройство и качество жизни граждан, медицинская диагностика, транспортная доступность и школьное образование.
— Как сделать планирование более эффективным и как помочь местным органам власти в цифровизации и автоматизации их работы?