К методам первичной защиты относятся те защитные мероприятия, которые выполняются на стадии изготовления бетона, — повышение плотности, морозостойкости (МРЗ), применение добавок ПАВ и т. д. Однако такие методы оправданы в основном для конструкций, работающих в слабоагрессивных средах. Что касается дорожных и мостовых конструкций, работающих в условиях агрессивной среды, использование одних только методов первичной защиты бывает недостаточным для обеспечения заданных сроков их службы.
К методам вторичной защиты относится поверхностная защита бетона и железобетона, позволяющая сохранить эксплуатационные свойства конструкций в течение расчетного срока службы или продлить.
Кроме классификации, приведенной в СНиП 3.04.03–85 [1], в настоящее время появились новые виды защитных покрытий, такие как гидроизоляционные дисперсии (силеры), проникающая гидроизоляция, полимерные лакокрасочные и пленкообразующие органо- и водорастворимые материалы, гидрофобизирующие жидкости. Наибольшее распространение в дорожном и мостовом строительстве имеют, тем не менее, лакокрасочные покрытия с различными типами пленкообразующих лакокрасочных материалов и гидрофобизирующие составы. Такая тенденция обусловлена технологичностью и экономичностью данных методов, а также разработкой новых видов полимерных защитных материалов с высокими прочностными, адгезионными и другими специальными свойствами.
Традиционно для вторичной защиты мостовых конструкций (железобетонных и металлических), эксплуатируемых в агрессивной воздушной и водной средах, применяют пленкообразующие материалы в виде красок, эмалей, лаков и защитных пленок. В практике мостового строительства используют наиболее коррозионноустойчивые лакокрасочные покрытия на основе перхлорвиниловых (краски и эмали марки ХВ) и хлорсульфированного полиэтилена (составы марки ХП). Такие пленкообразующие материалы обладают высокими защитными свойствами, однако основной недостаток — отсутствие влагообмена обработанной поверхности с окружающей средой — ограничивает их применение в дорожном, а иногда и в мостовом строительстве.