Статья поступила 07.03.2021.
Узбекистан — многонациональная и толерантная семья! Ш. Мирзиеев
Научно-технический прогресс, в частности информационные технологии, коренным образом меняет облик современности: стремительная динамика осложнила мировую политику, вероятность войны велика, приоритет угрозы и опасности сосредоточен на духовной жизни народов, так что нравственное просвещение и воспитание гражданственности молодежи приобретают перво степенную задачу системы образования. [2, с. 27]. В условиях реализации перспективного курса стратегии действий актуальным остается воспитание толерантного поведения молодежи, осознание происходящего в стране. В этой связи формирование толерантности молодежи предполагает не только компромисс или лояльность, но активность в сферах созидательной жизни. Вместе с тем в социальны х науках еще недостаточно изучен феномен толерантности [12].
Во многих культурах понятие «толерантность» характеризуется своеобразным синонимом терпимости: латинское — tolerantia; португальское — tolerância; итальянское — tolleranza; нидерландское — tolerantie; узбекское — bag’rikenglik и sabrtoqatlilik. Кроме того, во всех словарях ХХ в. однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости [5, с. 40]. В глобализированном мире толерантность рассматривается как лояльность или нейтралитет к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям. Как нам предполагается, толерантность может быть полезной и выгодной ценностью в рамках одного государства или общества, фо рмируя родственные религиозно-национальные отношения. Однако она может играть негативную роль на международном уровне, так как ценности европейского общества отличаются от восточного, что может повлиять на религиозные чувства с разрушающей силой.
Толерантн ость как особое качество этноконфессиональной жизни народов региона является результатом длительного исторического процесса развития идеи коллективизма народа ради достижения общего блага. Таким образом, «толерантное отношение к представителям других национальностей у узбеков развито настолько, как отметил первый президент Узбекистана И. А. Каримов, что национально-духовная толерантность стала неотъемлемой чертой их общей культуры и менталитета» [1, с. 77]. Следует также отметить, что данная ценность стала популярной в последние десятилетия нового века. Мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность» или «терпимость» в разных ипостасях и значениях социализации молодежи. Видимо, данный феномен возник с процессом глобализации во всех сферах жизни, что является ответом на вызовы и реалии современности, открывающие огромные возможности для человечества. Как нами выше отмечено, толерантность как норма отношений играет негативное воздействие в социальной жизни. Более того, некоторые силы в мире пользуются ценностями в реализации корыстных целей. Пр имером может служить в последние годы участившиеся случаи насилия, нетерпимости, вандализм, обострившие конфликты среди молодежи на почве этноконфессионализма.