По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.346.32–053.6 DOI:10.33920/pol-01-2104-05

Новые угрозы в духовной жизни у молодежи

Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович базовый докторант, Наманганский государственный университет Узбекистан, 160136, г. Наманган, ул. Уйчи, д. 316 , ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6026-2262, Е-mail: devdas@mail.ru

В статье рассматриваются новые нетрадиционные виды массовой культуры, препятствующие формированию духовно-нравственной жизни молодежи. В эпоху рыночной экономики и трансформации национальных ценностей и идеалов существует потребность в совершенствовании толерантного отношения к массовой культуре. Мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность» или «терпимость» в разных ипостасях и значениях социализации молодежи. Во многих культурах понятие «толерантность» характеризуется своеобразным синонимом терпимости: латинское tolerantia; португальское tolerância; итальянское tolleranza; нидерландское tolerantie; узбекское bag’rikenglik и sabr-toqatlilik. Социологические анализы некоторых видов современных нетрадиционных форм и образцов культуры негативно воздействуют на духовно-нравственную жизнь подрастающего поколения. На наш взгляд, именно интолерантность стала основой распространения среди молодежи новых видов массовой культуры. «Старизм» (в переводе с английского «звезды») означает, что среди молодежи появляются новые искусственные идолы для подражания. Китч — халтурка, безвкусица, дешевка; флешмоб — заранее спланированное массовое сборище; вандализм — в прошлом проявился в разрушении исторических памятников народа, что переходит в область духовной жизни населения, особенно молодежи. Мы солидарны с теми специалистами в целесообразности и системности проводимых работ среди молодежи. Однако важнейшим инновационным методом, обеспечивающим эффективность воспитательной работы, как нам думается, является возрождение традиционного социального статуса и функции семьи. Семья как традиционный институт подверглась модернизации в ущерб национальному колориту и идеалам. Работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением молодежи конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств. Речь идет о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

Литература:

1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т., «Узбекистан» 1997. — 315 с.

2. Мирзиеев Ш. М. Миллий тараққиет йўлимизни қатият билан давом эттириб, янги босқичга кўтарамиз.1-Жилд. - Т.: «Ўзбекистон», 2017. 592 б.

3. Конституция Республики Узбекистан. –T.: «Узбекистан», 2016. –71 с.

4. Федорова Т. Н. Толерантность и формирование демократической политической культуры в транзитных обществах // Религия и гражданское общество: проблема толерантности: материалы круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003, 75 с.

5. Мирзахмедов А. Культура толерантности как фактор предотвращения экстремизма: дисс. … д-ра филос. наук. — Т. МИАУ, 2020. − С. 40.

6. https://aesthetics.academic.ru/436/СТАРИЗМ (дата обращения: 17.03.2021).

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Китч (дата обращения: 17.03.2021).

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Флешмоб (дата обращения: 17.03.2021).

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вандализм (дата обращения: 17.03.2021).

10. Mirzakhmedov Khurshid, New ideological dangers in the spiritual life of youth. Journal of Social Studies. 2019, vol. 6, p. 71.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмо_ (субкультура) (дата обращения: 17.03.2021).

12. Маркова Н. Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.

13. Безюлева Г. В., Бондырева С. К., Шаламова Г. М. Толерантность в пространстве образования: Учеб. пособие. М.: МПСИ, 2005.

14. Клесова, С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодежи / С. В. Клесова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2012. № 4 (39). С. 357–359.

15. Зиннатова А. А. Моделирование процесса формирования толерантности современной молодежи в условиях досуга: автореф. … канд. филос. наук. — Т. МИАУ, 2013.

16. Садриев М. М. Толерантность молодежи (проблемы и пути их решения). — Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2010.

17. Бахчиева, О. А. Формирование терпимости — основа духовно-нравственного развития общества / О. А. Бахчиева // СОТИС — социальные технологии, исследования. 2008. № 2. С. 41–43.

18. Бережная, М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства / М. С. Бережная // Философские науки. 2008. № 4. С. 58–68.

19. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. — М.: «Ось-89», 2004. С. 14–15, 17–18.

20. Морозова, О. Е. К вопросу о ценностных основаниях принципа толерантности / О. Е. Морозова // Актуальные проблемы современной науки. 2007. № 6. С. 80–82.

1. Karimov I. A. Uzbekistan na poroge XXI veka: ugrozy` bezopasnosti, usloviya i garantii progressa. — T., «Uzbekistan» 1997. 315 s.

2. Mirziyoyev Sh. M. Millij taraққiyot jўlimizni қatiyat bilan davom e`ttirib, yangi bosқichga kўtaramiz.1-Zhild. -T.: «Ўzbekiston», 2017. 592 b.

3. Konstituciya Respubliki Uzbekistan. — T.: «Uzbekistan», 2016. 71 s.

4. Fedorova T. N. Tolerantnost` i formirovanie demokraticheskoj politicheskoj kul`tury` v tranzitny`x obshhestvax // Religiya i grazhdanskoe obshhestvo: problema tolerantnosti / Materialy` Kruglogo stola (16 noyabrya 2002). SPb.: Sankt-Peterburgskoe fi losofskoe obshhestvo, 2003, 75 s.

5. Mirzaxmedov A. Kul`tura tolerantnosti kak faktor predotvrashheniya e`kstremizma. diss. na soisk. uch. step. dok fi los. nauk. — T. MIAU, 2020, − S.40.

6. https://aesthetics.academic.ru/436/STARIZM (Data obrashhenie: 17.03.2021).

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Kitch (Data obrashheniya: 17.03.2021).

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Fleshmob (Data obrashheniya: 17.03.2021).

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Vandalizm (Data obrashheniya: 17.03.2021).

10. Mirzakhmedov Kh. New ideological dangers in the spiritual life of youth. Journal of Social Studies. 2019, vol. 6, p. 71.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/E`mo_ (subkul`tura) (Data obrashheniya: 17.03.2021)

12. Markova N. G. Formirovanie u molodezhi tolerantnosti kak indikatora kul`tury` mezhnacional`ny`x otnoshenij // Sibirskij psixologicheskij zhurnal. № 31. 2009.

13. Bezyuleva G. V., Bondy`reva S. K., Shalamova G. M. Tolerantnost` v prostranstve obrazovaniya: Ucheb. posobie. M.: MPSI, 2005.

14. Klesova, S. V. Vospitanie tolerantnosti u studencheskoj molodyozhi / S. V. Klesova. — Tekst: neposredstvenny`j // Molodoj ucheny`j. 2012. № 4 (39). S. 357–359.

15. Zinnatova A. A. Modelirovanie processa formirovaniya tolerantnosti sovremennoj molodezhi v usloviyax dosuga. avtoref. na soisk. uch. step. kan. fi los. nauk. –T. MIAU, 2013.

16. Sadriev M. M. Tolerantnost` molodezhi (problemy` i puti ix resheniya). Ufa: BGPU im. M. Akmully`. 2010.

17. Baxchieva O. A. Formirovanie terpimosti — osnova duxovno-nravstvennogo razvitiya obshhestva / O. A. Baxchieva // SOTIS — social`ny`e texnologii, issledovaniya. 2008. № 2. S. 41–43.

18. Berezhnaya M. S. Razvitie tolerantnogo soznaniya lichnosti v sociokul`turnom prostranstve obrazovaniya i iskusstva / M. S. Berezhnaya // Filosofskie nauki. 2008. № 4. S. 58–68.

19. Shhekoldina S. D. Trening tolerantnosti. — M.: «Os`-89», 2004 g., s 14–15.

20. Morozova, O. E. K voprosu o cennostny`x osnovaniyax principa tolerantnosti / O. E. Morozova // Aktual`ny`e problemy` sovremennoj nauki. 2007. № 6. S. 80–82.

Статья поступила 07.03.2021.

Узбекистан — многонациональная и толерантная семья! Ш. Мирзиеев

Научно-технический прогресс, в частности информационные технологии, коренным образом меняет облик современности: стремительная динамика осложнила мировую политику, вероятность войны велика, приоритет угрозы и опасности сосредоточен на духовной жизни народов, так что нравственное просвещение и воспитание гражданственности молодежи приобретают перво степенную задачу системы образования. [2, с. 27]. В условиях реализации перспективного курса стратегии действий актуальным остается воспитание толерантного поведения молодежи, осознание происходящего в стране. В этой связи формирование толерантности молодежи предполагает не только компромисс или лояльность, но активность в сферах созидательной жизни. Вместе с тем в социальны х науках еще недостаточно изучен феномен толерантности [12].

Во многих культурах понятие «толерантность» характеризуется своеобразным синонимом терпимости: латинское — tolerantia; португальское — tolerância; итальянское — tolleranza; нидерландское — tolerantie; узбекское — bag’rikenglik и sabrtoqatlilik. Кроме того, во всех словарях ХХ в. однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости [5, с. 40]. В глобализированном мире толерантность рассматривается как лояльность или нейтралитет к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям. Как нам предполагается, толерантность может быть полезной и выгодной ценностью в рамках одного государства или общества, фо рмируя родственные религиозно-национальные отношения. Однако она может играть негативную роль на международном уровне, так как ценности европейского общества отличаются от восточного, что может повлиять на религиозные чувства с разрушающей силой.

Толерантн ость как особое качество этноконфессиональной жизни народов региона является результатом длительного исторического процесса развития идеи коллективизма народа ради достижения общего блага. Таким образом, «толерантное отношение к представителям других национальностей у узбеков развито настолько, как отметил первый президент Узбекистана И. А. Каримов, что национально-духовная толерантность стала неотъемлемой чертой их общей культуры и менталитета» [1, с. 77]. Следует также отметить, что данная ценность стала популярной в последние десятилетия нового века. Мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово «толерантность» или «терпимость» в разных ипостасях и значениях социализации молодежи. Видимо, данный феномен возник с процессом глобализации во всех сферах жизни, что является ответом на вызовы и реалии современности, открывающие огромные возможности для человечества. Как нами выше отмечено, толерантность как норма отношений играет негативное воздействие в социальной жизни. Более того, некоторые силы в мире пользуются ценностями в реализации корыстных целей. Пр имером может служить в последние годы участившиеся случаи насилия, нетерпимости, вандализм, обострившие конфликты среди молодежи на почве этноконфессионализма.

Для Цитирования:
Мирзахмедов Хуршид Абдирашидович, Новые угрозы в духовной жизни у молодежи. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: