Начиная с отчетности за 2021 год российские государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения (далее — организации госсектора) должны будут применять Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Финансовые инструменты». Нельзя не отметить, что термин «финансовые инструменты» до введения указанного стандарта не применялся в учете организаций госсектора. А для не относящихся к госсектору коммерческих и некоммерческих организаций и в настоящее время применяется термин «финансовые вложения», а не понятие «финансовые инструменты» [5; 16]. Таким образом, уже начиная с терминологии ФСБУ «Финансовые инструменты» представляет собой новацию в российском бухгалтерском учете. Вместе с тем в системе международных стандартов термин «финансовые инструменты» давно уже используется как для коммерческих организаций, так и для организаций общественного сектора (аналог российских организаций госсектора) [2; 7; 11; 14; 15]. Как известно, отечественные стандарты бухгалтерского учета принимаются в целях реализации программы реформирования российского бухгалтерского учета на основе его сближения с МСФО — международными стандартами финансовой отчетности. Это обусловливает интерес к исследованию соотношения требований нового ФСБУ «Финансовые инструменты» с его международными аналогами. Публикации в научной литературе показывают значительный интерес к вопросам учета финансовых инструментов организаций [1; 3; 4; 6; 8–10; 12; 13]. Однако новации нового российского стандарта, посвященного учету финансовых инструментов, пока еще недостаточно исследованы, что делает актуальным их анализ в настоящей статье.
В составе международных стандартов для организаций общественного сектора (МСФО ОС) бухгалтерский учет финансовых инструментов регламентируют стандарты: МСФО ОС 28 «Финансовые инструменты: представление информации», МСФО ОС 29 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и МСФО ОС 30 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Общий объем этих стандартов составляет более 300 страниц, что говорит о значительном внимании, уделенном разработчиками международных стандартов вопросам учета финансовых инструментов. Очевидно, что в основу ФСБУ «Финансовые инструменты» легли не все регламентации, представленные в перечисленных международных стандартах. В самом российском стандарте говорится о том, что он не применяется к производным финансовым инструментам и к хеджированию. Обратим внимание, что в указанных выше МСФО ОС данным вопросам посвящено немало регламентаций.