По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новые тенденции в подготовке специалистов для информационного общества

Панина Галина Владимировна доцент кафедры социологии и культурологии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, кандидат философских наук Россия, 105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1, E-mail: gpanina@mail.ru

Автор показывает, что сложная диверсифицированная экономика общества знания выдвигает требования к образованию, стимулируя изменения. Модернизация образования в XXI веке идет в нескольких направлениях и сопровождается диверсификацией институциональных структур образования. Содержание новых тенденций в подготовке специалистов, соответствующих особенностям развития информационного общества, раскрывается в данной статье.

Литература:

1. Бейзеров В.А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Социология образования. — 2014. — № 1. — С. 76–85.

2. Гостев А.Н., Демченко Т.С., Певчев Д.Н. Проблемы комплектования негосударственных вузов: социально-управленческий аспект // Социология образования. — 2014. — № 1. — С. 42–55.

3. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2004. — 328 с.

4. Гуманитарное образование и информационно-коммуникационные технологии / А.А. Сытник, Н.И. Мельникова, Г.А. Сумина и др. / Под ред. проф. А.А. Сытника. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2008. — 156 с.

В условиях информационного общества высшее образование впервые становится действительно массовым: в развитых странах его получают от 30 до 50% молодежи [3, с. 7]. Это сопровождается диверсификацией институциональных структур образования. Наряду с классическими моделями университета гумбольдтовского типа (где предлагаются как сугубо академические, так и профессионально ориентированные образовательные программы) развивается система неуниверситетского высшего образования, которая отличается более гибкими по сравнению с университетами формами обучения и чрезвычайно разнообразными учебными программами. Новые формы вузов позволяют удовлетворять потребности экономики и динамичного рынка труда в новых специальностях без нагрузки на государственные бюджеты (частные, корпоративные вузы), усилить элементы прикладных исследований в некоторых образовательных программах за счет заинтересованных секторов экономики, удовлетворить потребности нетрадиционных групп студентов (инвалиды, пенсионеры, военнослужащие) в образовании с помощью инновационных подходов.

Происходит переориентация образования от обучения заранее заданным умениям и навыкам к формированию широких профессиональных компетенций. Достигается это за счет насыщения учебных планов и образовательных программ новыми стратегиями совершенствования, касающимися как самого преподавания, так и образовательного процесса в целом. Предполагается комплексное видоизменение и взаимное влияние (синергия) содержания обучения, новых форм преподавания и обучения, методологии преподавательской деятельности, происходящих в аудитории процессов, а также учебной среды, формируемой в вузе.

Результатом должно стать новое качество профессионализма выпускника, включающего наряду с современными знаниями и навыками «готовность жить и работать в мире будущего, способность достойно выживать в разнообразном и взаимозависимом мировом пространстве, обладание высокой конкурентоспособностью на глобальном уровне, умение приобретать кросс-культурные навыки и компетенции, действовать в качестве компетентных и ответственных агентов социальных перемен» [3, с. 10].

Для Цитирования:
Панина Галина Владимировна, Новые тенденции в подготовке специалистов для информационного общества. Ученый совет. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: