В условиях информационного общества высшее образование впервые становится действительно массовым: в развитых странах его получают от 30 до 50% молодежи [3, с. 7]. Это сопровождается диверсификацией институциональных структур образования. Наряду с классическими моделями университета гумбольдтовского типа (где предлагаются как сугубо академические, так и профессионально ориентированные образовательные программы) развивается система неуниверситетского высшего образования, которая отличается более гибкими по сравнению с университетами формами обучения и чрезвычайно разнообразными учебными программами. Новые формы вузов позволяют удовлетворять потребности экономики и динамичного рынка труда в новых специальностях без нагрузки на государственные бюджеты (частные, корпоративные вузы), усилить элементы прикладных исследований в некоторых образовательных программах за счет заинтересованных секторов экономики, удовлетворить потребности нетрадиционных групп студентов (инвалиды, пенсионеры, военнослужащие) в образовании с помощью инновационных подходов.
Происходит переориентация образования от обучения заранее заданным умениям и навыкам к формированию широких профессиональных компетенций. Достигается это за счет насыщения учебных планов и образовательных программ новыми стратегиями совершенствования, касающимися как самого преподавания, так и образовательного процесса в целом. Предполагается комплексное видоизменение и взаимное влияние (синергия) содержания обучения, новых форм преподавания и обучения, методологии преподавательской деятельности, происходящих в аудитории процессов, а также учебной среды, формируемой в вузе.
Результатом должно стать новое качество профессионализма выпускника, включающего наряду с современными знаниями и навыками «готовность жить и работать в мире будущего, способность достойно выживать в разнообразном и взаимозависимом мировом пространстве, обладание высокой конкурентоспособностью на глобальном уровне, умение приобретать кросс-культурные навыки и компетенции, действовать в качестве компетентных и ответственных агентов социальных перемен» [3, с. 10].