По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01

Новые правила бухгалтерского учета резервов в бюджетных организациях

Дружиловская Т.Ю. д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Институт экономики и предпринимательства, ФГОБУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». E-mail: tdruzhilovskaya@yandex.ru
Дружиловская Э.С. канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, ФГОБУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского». E-mail: druzhilovskaya@yandex.ru

В статье проанализированы новые для бюджетных организаций правила бухгалтерского учета резервов, установленные федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», которые будут применяться при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_107750/.

2. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_108766/.

3. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_301464/.

4. Бергаль Е.В., Федченко Е.А. Методические подходы к организации внутреннего государственного финансового контроля // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2017. — № 3–4. — С. 64–70.

5. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 4 (40). — С. 18–26.

6. Дружиловская Э.С. Оценка финансовых инструментов в российском и международном бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 47 (341). — С. 26–41.

7. Федченко Е.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: Монография. — М., 2016. — Сер. «Научная мысль». — 348 с.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» будет применяться при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года и при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года [3]. Исследуем правила бухгалтерского учета резервов, предусмотренные вышеуказанным стандартом.

Прежде всего обратимся к терминологическому аппарату в области бухгалтерского учета резервов бюджетных организаций. Вышеназванный федеральный стандарт создает следующую систему терминов в указанной области.

Понятие «резерв» означает обязанность по осуществлению расходов в целях исполнения обусловленного законодательством РФ требования к субъекту учета и (или) публично-правовому образованию физического или юридического лица, иного публично-правового образования, субъекта международного права, с не наступившим сроком его исполнения (предъявления), имеющую на момент признания в бухгалтерском учете расчетно-документальную обоснованную оценку с неопределенным временем (финансовым периодом) исполнения (предъявления) требования, в частности:

— обязанность по осуществлению гарантийного ремонта и (или) текущему обслуживанию, которая будет осуществляться субъектом учета по требованию заказчиков (покупателей) в случаях, предусмотренных договором (далее — резерв по гарантийному ремонту);

— обязанность, возникающую из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, а также претензий (исков) к публично-правовому образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту (далее — резерв по претензиям, искам);

Для Цитирования:
Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Новые правила бухгалтерского учета резервов в бюджетных организациях. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: