Расходы на медицинскую помощь в конце ХХ и начале ХХI века во всех экономически развитых странах постоянно растут, при этом доля государственного финансирования увеличивается. Необходим поиск научных подходов в повышении эффективности использования ресурсов здравоохранения и практических решений повышения результативности деятельности медицинских организаций и органов государственной власти, применительно к сфере медицинских услуг. Одним из способов достижения результативности является экономическое управление государственным заказом посредством применения подушевых схем финансирования здравоохранения.
Рассматривая различные способы оплаты медицинских услуг и финансирования медицинских организаций необходимо отметить два различных способа – гонорарная оплата за каждую оказанную медицинскую услугу и финансирование по смете расходов независимо от объема и качества оказанных населению услуг. Если первый способ наиболее интересен медицинской организации, потому что полностью компенсирует ее издержки, то второй интересен финансирующей стороне, потому что полностью предсказуем по расходам. С другой стороны, медицинская организация не заинтересована в повышении собственной экономической эффективности и при первом, и при втором способах финансирования, а финансирующая сторона не заинтересована в повышении структурной эффективности всей системы, так как ориентирована на финансирование ее текущего, зачастую не удовлетворяющего, состояния.
Альтернативой сметному содержанию и гонорарной оплате является «подушевой» способ финансирования, решающий проблему предсказуемости затрат, повышения технологической эффективности медицинских организаций и позволяющий определять и стимулировать развитие стратегических приоритетов здравоохранения, направленных на сокращение лечебных расходов за счет развития профилактического направления медицины.
При этом известное изречение: «Болезнь легче предупредить, чем ее лечить» приобретает не только клиническое и социальное значение, но и экономическое содержание.