— В новом плацкартном вагоне, прототип которого был презентован в Москве в начале октября 2020 года, предусмотрено больше места для пассажира и для персонала. Как это продумано с точки зрения улучшения комфорта во время путешествия?
— Новый вагон шире традиционного плацкарта почти на 250 мм. Это дало нам возможность увеличить размер полки. У высоких пассажиров ноги больше не будут свисать в проход. Кстати, как свидетельствуют цифры, за последние десятилетия среднестатистический человек подрос. Так что длина полки имеет важное значение для комфорта во время путешествий.
— Каким образом и исходя из каких дизайнерских практик подбирались цвета салона и свет в новом вагоне?
— В данном прототипе цвета и материалы выполнены в соответствии с требованиями Федеральной пассажирской компании (дочерняя компания РЖД). Самое главное требование — это должны быть материалы, сертифицированные для использования в железнодорожном транспорте (например, с точки зрения пожарной безопасности) и подходящие по массе других критериев. Кроме того, есть опыт применения тех или иных материалов в «живых» вагонах — и его глупо игнорировать.
— Расскажите о приемах, которые выбраны для комфортного пребывания пассажира в вагоне.
— Как уже было сказано выше, ключевое изменение с точки зрения дизайна — индивидуализация пространства. Чтобы пассажиры могли отгородиться от соседей, каждая полка оборудована шторками. Шторки — элемент многофункциональный. Задернув их, можно уединиться в плацкартном вагоне, чтобы почитать, поспать и даже переодеться. Фактически можно создать личную капсулу.
Для людей, путешествующих вдвоем, создано сразу несколько сценариев. С одной стороны, меняется парадигма парных путешествий. Ведь если раньше пары по умолчанию брали места в одном жилом отсеке, то в новом плацкарте удобно покупать места через стенку. В ней оборудована специальная перегородка с замком с двух сторон. Они открываются, заслонка отодвигается, и взрослым людям можно без проблем общаться. Тем же, кто путешествует с детьми, намного удобнее следить за малышами. С другой стороны, пара может традиционно взять места в одном жилом отсеке. Здесь нижнюю полку можно разложить по тому же принципу, который был раньше на нижних боковых, и общаться тет-а-тет. Третий вариант — два нижних места. Но в семи купе из десяти они будут дополнительно разделены специальным модульным шкафом, который сделан вместо третьей полки. Так созданы комфортные условия для пассажиров верхних мест, которые могут удобно сесть.