Вызовы для современных коммуникаций не вполне очевидны. Хотя мы их чувствуем, они нас волнуют, по большей части мы предпочитаем их не замечать. Или хотя бы не относить их к сфере своей ответственности – а именно, к сложностям в коммуникации.
А суть дела состоит в том, что привычная для нас парадигма коммуникаций перестает быть эффективной.
Как мы стандартно описываем задачи коммуникаций? Не важно, рассказываем ли про уже состоявшийся коммуникационный проект на конкурсе, представляем коммуникационную стратегию или же обучаем студентов. В любом случае мы говорим о двух задачах. Первая: завладеть ресурсом внимания нашей целевой аудитории. У людей много дел, их внимание занято работой, семьей, бытом. Коммуникации претендуют, как правило, на некоторое свободное от этих неотложных дел внимание (и время), в ситуации высокой конкуренции за это свободное внимание (и время) пытаются забрать часть внимания от необходимых дел, в том числе даже ото сна. Вторая (и это более сложная задача) – завладеть ресурсом участия. То есть не просто, чтобы человек, к которому обращён наш месседж или цепочка посланий, понял или узнал чтото, но чтобы он решил благодаря коммуникациям сделать что-то: куда-то сходить, принять участие в акции, которую проводит наш бренд, стать волонтером, вместе с нашей организацией принять участие в субботнике и т. п. Такого ресурса у человека меньше, чем ресурса внимания, но этот ресурс гораздо более для нас, как для коммуникаторов, ценен.
Привычная для нас парадигма коммуникаций перестает быть эффективной.
То есть мы привычно и повсеместно работаем в «приватизационной» парадигме коммуникаций, стремясь овладеть ресурсами человека: ресурсом его внимания или участия.
Но мир меняется. И привычные нам приватизационные задачи по овладению ресурсом внимания и участия становятся всё менее актуальными.
Что видно всем? Мы наблюдаем тотальность коммуникаций сегодня. По разным данным житель мегаполиса в течение дня сталкивается несколько тысяч раз с упоминаниями разных брендов. Это колоссальная цифра. У человека почти круглосуточно включён интернет, мессенджеры, почта. Человек практически не бывает сам с собой. Я опросила за полгода примерно полторы тысячи человек, задавая им вопрос: сколько времени вы проводите в день совершенно одни? Одни, значит без книги, телевизора, мобильного телефона или наушников. Эти опросы показали, что сегодня человек остается сам с собой только во время пребывания в душе, и то только в том случае, если он поставил себе в душ радио. Из этих полутора тысяч было только два человека, которые сказали, что они сознательно медитируют по 15–20 минут в день. Человек тотально поглощается внешними коммуникационными сигналами и раздражителями. Понятно, что человек, внимание и энергия которого постоянно поглощается внешней коммуникационной средой, будет быстро выгорать и иметь депрессии. XXI век, по прогнозам ВОЗ, станет веком депрессии, как главной болезни, вносящей вклад в смертность.