Д.Э. Гришанков:
— Первый вопрос хотел бы адресовать Анатолию Александровичу Александрову, ректору МГТУ им. Баумана. Пандемия имеет краткосрочные и долгосрочные последствия. Насколько велики будут долгосрочные? Или мы пересидим острую фазу и дальше будем жить по-прежнему?
А.А. Александров:
— Вы знаете, наверно, любой скажет, что незаметно пандемия не уйдёт, и она, конечно, уже оставила колоссальный след. Полгода, которые мы прожили в совершенно необычной обстановке, заставили задуматься о многом.
Во-первых, стало совершенно очевидно, что владеть техникой обучения онлайн нужно обязательно и данное направление нужно развивать, чтобы это не было формальностью. Все мои коллеги считают, что эту сферу надо обязательно развивать, иначе мы будем не готовы к подобным явлениям.
Во-вторых, это абсолютная уверенность в том, что онлайн-обучение никогда не заменит очное обучение. Очное обучение с его качеством, коммуникациями, с развитием социальной среды (это и культура, и влияние на общество) не заменишь. И взаимодействие учитель — ученик — прямое, непосредственное, с взаимовлиянием, не побоюсь этого слова, принципиально важно для обучения.
Поэтому мы, с одной стороны, должны быть готовы к любым ситуациям, которые возникают. Практически все вузы справились с ситуацией, когда в пандемию мы вынуждены были уйти на удалёнку, но говорить о том, что это качественное обучение, на сегодняшний день нельзя.
Мы попали в режим «военного времени», выстояли, «ночь простояли», а дальше нужно, с одной стороны, удерживать на высоком уровне умение пользоваться онлайн-обучением. Но с другой стороны, я считаю, что этот период всё-таки убедил нас в важности традиционного очного обучения, очного общения. Формы, методы, пропорции могут быть любые, но это основное обучение, особенно в вузах, которые отвечают за развитие целых отраслей экономики, обязательно и важно. Например, инженера «на кошечках» не научишь.