Ирина Юрьевна Бисерова,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института экономики и права, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, ibiserinka@mail.ru
На сегодняшний день многие высшие образовательные учреждения испытывают проблему набора студентов, причём это касается всех вузов без исключения. Без эффективной профориентационной деятельности современный вуз неконкурентоспособен: именно студенты являются основным конкурентным преимуществом. Вуз, планирующий успешное функционирование и развитие, обязан креативно и системно подходить к выбору форм профориентационной деятельности, в основу которой должны быть положены принципы интеграции [2], регионализации (учёт интересов конкретных работодателей, особенностей и потребностей рынка труда, миграционных процессов, социальнопрофессиональных и образовательных запросов населения), непрерывности (поэтапность формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся).
Методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения можно представить в виде пассивных и активных [3].
К пассивным методам относятся:
— беседы с абитуриентами о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;
— приглашение преподавателей вуза на школьные мероприятия;
— оформление информационных стендов, рекламных щитов и полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;
— организация дня открытых дверей и др.
В качестве примера можно привести вариант проведения дня открытых дверей ПетрГУ.
Как известно, целью этого мероприятия является привлечение абитуриентов через знакомство их с вузом, преподавателями, правилами поступления, условиями обучения в вузе и т.д.
Традиционно ПетрГУ дважды в год проводит дни открытых дверей, сочетая пассивные и активные формы и приёмы работы с потенциальными абитуриентами.