Переход мировой экономики на новый этап развития сопровождается большим количеством кризисов и трендов, которые стоят не только перед отдельными компаниями, но и перед странами в целом. Среди них ставшие уже привычными возникающие дефициты платежных систем и риски девальвации валюты, демографические и экологические проблемы, геополитические противостояния. При этом среди новых проблем, которые наиболее остро возникли в 2020 г. в связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19, возникли риски деглобализации, сокращения деловой активности по ряду отраслей до исторических минимумов, разрывы существующих товарных связей и логистических цепочек, а также тотальная цифровизация, которая привела к резкому изменению потребительского поведения.
Таким образом, становится необходимым учет новых форматов потребления в мировой экономике и изменение бизнес-моделей компаний. Это и обусловило цель исследования. Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи: определение влияния цифровизации на экономику стран в мире посредством анализа ведущих рейтингов стран, определяющих уровень цифровизации; сопоставление рейтинга ведущих компаний разных лет по объемам выручки и стоимости рыночной капитализации в новом тренде экономического развития; анализ изменения бизнес-моделей мировых компаний в целом и по ряду выбранных в ходе исследования отраслей под влиянием цифровизации.
В 2020 г. во всем мире наиболее остро проявился такой тренд, как цифровизация — повсеместное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни, вытеснив на второй план глобализацию, о главенствующем влиянии которой ранее говорили многие исследователи. При этом развитие цифровизации началось намного раньше: с появления смартфонов и компьютеров, массового распространения Интернета и формирования «Индустрии 4.0».
По данным Internet World Stats (Internet), общемировой рост пользователей Интернета за последние 20 лет составил 1239 %, при этом наибольшее увеличение зафиксировано в странах Африки (12 441 %), Ближнего Востока (5527), Латинской Америки и Карибского бассейна (2489), Азии (2109 %). В странах Европы, Океании (Австралии) и Северной Америки также был отмечен рост, но в меньших значениях: 592, 279 и 208 % соответственно. Таким образом, на 30 июня 2020 г. общемировая доля населения, пользующая Интернетом, составляет 62 % мирового населения. Распределение доли интернет-пользователей по группам стран представлено в таблице 1.