По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 DOI:10.33920/med-17-2504-02

Новые федеральные стандарты в учете бюджетных учреждений

Любовь Александровна Чайковская д-р экон. наук, профессор Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, ORCID: 0000-0002-1292-402X, chaik4@yandex.ru

Бюджетная сфера, несмотря на сохраняющиеся проблемы, демонстрирует позитивную динамику, устойчивое развитие и способность к адаптации в современных условиях. Таким образом, в условиях динамичного развития законодательства и существенного усложнения мониторинга изменений в сфере бухгалтерского учета государственных финансов представляется целесообразным проведение детального анализа происходящих изменений. Исследование является актуальным, поскольку законодательные изменения в сфере учета бюджетных учреждений, вступающие в силу с 2026 года, имеют высокую практическую ценность. При осуществлении исследования использовались следующие методы: анализ и синтез, сравнение, логический и системный подходы. Статья содержит анализ изменений в бухгалтерском учете учреждений и, в частности, рассматривает особенности внедрения новых федеральных стандартов бухгалтерского учета. Кроме того, предполагается, что с 2026 года будет стандартизирован порядок осуществления учреждениями внутреннего финансового контроля. При этом возрастающее значение государственного финансового контроля обусловлено тем, что его результативное применение в управлении финансовыми ресурсами государства способствует проведению эффективной экономической политики. Сделан вывод о том, что благодаря принятым нововведениям, направленным на оптимизацию взаимодействия и повышение прозрачности учета, ожидается повышение эффективности управления государственными финансами. Результаты исследования будут интересны практикующим специалистам в области бухгалтерского учета бюджетных учреждений, а также научному сообществу, занимающемуся исследованиями в бюджетной сфере.

Литература:

1. Вахрушина М.А. Управленческий учет как современная учетная парадигма бюджетных учреждений // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — № 1. — С. 74–89.

2. Приказ Минфина России от 30.08.2024 № 121н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов”».

3. Приказ Минфина России от 20.09.2024 № 132н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “План счетов бюджетного учета”».

4. Приказ Минфина России от 20.09.2024 № 133н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “План счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений”».

5. С 2026 года для органов власти вводится новый единый план счетов бухучета [Электронный ресурс]. — URL: https://www.garant.ru/news/1761420/?ysclid=m9gzh2 0lgn661245242 (дата обращения: 10.04.2025).

6. Приказ Минфина России от 06.05.2024 № 179 «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2024–2027 гг.».

7. Проект приказа Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов “Внутренний контроль”» (подготовлен Минфином России 10.09.2024).

8. Чурилов М.Ю. Федеральный стандарт внутреннего контроля: новые требования с 2026 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.budgetnik.ru/ art/105160-federalnyy-standart-vnutrennego-kontrolya-novye-trebovaniya-s-2026-goda?ysclid=m9ftgn391y493531610 (дата обращения: 10.04.2025).

1. Vakhrushina M.A. Management accounting as a modern accounting paradigm of budgetary institutions // Accounting. Analysis. Audit. — 2016. — № 1. — P. 74–89.

2. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 30.08.2024 N 121n “On approval of the federal standard for accounting of public finances “Unified chart of accounts for accounting of public finances”.

3. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 20.09.2024 N 132n “On approval of the federal standard for accounting of public finances “Chart of accounts for budgetary accounting”.

4. Order of the Ministry of Finance of Russia dated 20.09.2024 N 133n “On approval of the federal standard for accounting of public finances “Chart of accounts for accounting of budgetary and autonomous institutions”.

5. From 2026, a new unified chart of accounts will be introduced for government bodies [Electronic resource]. — URL: https://www.garant.ru/news/1761420/?ysclid=m9gzh20lgn661245242 (date of access: 10.04.2025).

6. Order of the Ministry of Finance of Russia of 06.05.2024 N 179 “On approval of the program for the development of federal accounting standards for public finances for 2024–2027”.

7. Draft Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation “On approval of the federal standard of accounting for public finances “Internal Control” (prepared by the Ministry of Finance of Russia on September 10, 2024).

8. Churilov M.Yu. Federal standard of internal control: new requirements from 2026 [Electronic resource]. — URL: https://www.budgetnik.ru/art/105160-federalnyy-standart-vnutrennego-kontrolya-novye-trebovaniya-s-2026-goda?ysclid=m9ftgn391y493531610 (date of access: 10.04.2025).

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена внесением изменений в нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Цель исследования: раскрыть особенности изменений в сфере учета бюджетных учреждений в 2026 году.

Задачи исследования: изучение актуальных изменений в учете бюджетных учреждений.

Материалы и методы исследования: при проведении исследования применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, логический и системный подходы.

Экономические реалии Российской Федерации оказывают существенное влияние на деятельность учреждений бюджетной сферы, создавая определенные вызовы и требуя адаптации к меняющимся условиям. Российские бюджетные учреждения работают в сложной экономической ситуации: с одной стороны, сокращается рост государственного финансирования, а с другой — они обязаны выполнять поставленные задачи и государственные программы.

Бюджетный процесс, включающий формирование и исполнение бюджета, регулируется соответствующими нормами законодательства и является одной из важнейших составляющих властных полномочий на всех уровнях власти.

В ответ на сложную экономическую ситуацию государство разрабатывает и внедряет целевые программы, улучшает правовое положение госучреждений и утверждает государственные задания.

Поставленные государством задачи решаются посредством организации в бюджетных учреждениях бюджетного учета, предназначенного для создания учетной информации, необходимой для управления государственными финансами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации [1].

Обязанностью каждого бюджетного учреждения является ведение бюджетного учета, организованного с учетом структуры бюджетной системы страны. Целью бюджетного учета в бюджетных учреждениях является обеспечение государственных задач.

С 1 января 2026 года Минфин России отменяет существующие инструкции по бухгалтерскому учету. Основная цель этой меры — повышение простоты и унификации процессов учета и отчетности в бюджетных и автономных учреждениях.

Для Цитирования:
Любовь Александровна Чайковская, Новые федеральные стандарты в учете бюджетных учреждений. Бухучет в здравоохранении. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: