Слово Эдем (Эден, Едем), переводимое Д.В. Щедровицким как «наслаждение», традиционно используется как название райского сада, находившегося где-то на востоке и укрытого от взора и доступа недостойных [16, с. 54]. В христианском искусстве на полотнах, представлявших Деву Марию с Младенцем Иисусом, сад Эдема изображался как Запертый Сад [2, с. 241]. На картине Л. Кранаха «Золотой Век» (ок. 1530 г.) мы видим, может быть, не сам Эдем, но его подобие. В укромном, окруженном кирпичным забором месте беззаботно танцуют люди, цветут и плодоносят деревья, журчат ручьи, гуляют львы и олени [14, с. 160].
В нашей статье слово Эдем используется как общее, нарицательное и ироничное название новостроек жилья повышенного качества в ряде городов России. Специалисты по недвижимости относят к группе жилья повышенного качества бизнес-класс и элитный класс. Основными признаками отнесения дома к жилью повышенного качества являются наличие ограждений, стационарного поста охраны, видеонаблюдения над придомовой территорией, а часто и внутри самого дома [5]. К другим признакам относят месторасположение (исторический центр или район с уникальными рекреационными характеристиками), отделенность от основной транспортной артерии, развитое расширенное обслуживание – наличие спа-салонов, бытовых услуг, медицинских кабинетов, ресторанов, кафе, бассейнов, фитнес- и тренажерных залов, подземного гаража с расчетом минимум два машино-места на одну квартиру и применение программирующих все домашние процессы современных систем типа «интеллектуальный дом» [10, c. 110]. Наличие этих признаков особенно характерно для жилых комплексов – архитектурно-градостроительных объектов, в которых секторы жилища и обслуживания, а также благоустроенная территория функционируют в единстве социальной, пространственной и эстетической организации застройки, гармоничного сочетания условий для семейного и общественного быта [10, c. 72].
Новые Эдемы – зримый признак высокого социального неравенства в современной России. По словам французского социолога Пьера Бурдье, «ничто так не далеко друг от друга и так невыносимо, как социально далекие друг другу люди, которые оказались рядом в физическом пространстве» [3, с. 47]. Чтобы максимально приуменьшить эту возможность, застройщики придумывают совершенные средства защиты от доступа на огражденную территорию людей, чье присутствие рассматривается ими как невыносимое для состоятельных жителей.