Руководители компаний рассказали о процессе трудоустройства выпускников и о тех трудностях, с которыми сталкиваются предприятия при наборе кадров. По мнению экспертов, такие модели работы, как целевой набор и базовые кафедры, более не соответствуют запросам образовательных учреждений, работодателей и самих абитуриентов. В рамках круглого стола были предложены новые формы взаимодействия вузов и предприятий.
МГТУ им. Н.Э. Баумана, крупнейший технический вуз страны, где обучается 20 тыс. студентов, реализует ряд образовательных программ, направленных на фундаментальную подготовку кадров для компаний технического и оборонно-промышленного профиля, специалистов в космической, ракетной, авиастроительной и других отраслях. Проректор по учебной работе МГТУ им. Н.Э. Баумана Борис Падалкин озвучил точку зрения предприятий, с которыми сотрудничает вуз: «Консолидированное мнение работодателей следующее: им очень нужны хорошие инженеры». В рамках взаимодействия с компаниями университет ежегодно заключает контракты и отправляет студентов на производственную практику почти на 700 различных предприятий.
Доцент кафедры физики МГТУ им. Н.Э. Баумана, руководитель лаборатории «Терагерцовая оптотехника» и НОЦ «Фотоника и ИК-техника» Станислав Юрченко отметил возрастающую роль проектной деятельности и междисциплинарных центров в формировании будущего инженера. По его словам, именно в лабораториях человек может получить ценный опыт работы с высокотехнологичным оборудованием «в атмосфере поиска профессиональной и жизненной самореализации».
С ним согласился начальник управления межвузовского взаимодействия по методологии образования МАИ Алексей Сидоров. Он пояснил, что работа в коллективе с точки зрения управления проектной деятельностью в инженерных вузах имеет ряд пробелов, которые необходимо ликвидировать. Ещё одной проблемой остаётся прямое взаимодействие с работодателями, которое Алексей Сидоров охарактеризовал как «деятельность по интуиции». Совместная работа предприятий и вузов не только не формализована, но сами языки образовательных и профессиональных стандартов значительно отличаются друг от друга. Докладчик привёл в пример понятие «компетенции», которое стало центральным для вузовского обучения, но в профессиональных стандартах отсутствует. По его мнению, необходимо сосредоточиться на формировании взаимодействия на базе профстандартов. Несмотря на то что во многих вузах модель прямого сотрудничества с предприятиями реализуется, практика общей работы остаётся не до конца ясной.