В конце двадцатого столетия в России произошли глобальные земельные изменения, которые коснулись формы прав собственности на землю, и в первую очередь была отменена монополия госсобственности на землю. Отдельным категориям граждан, работавших в колхозах и совхозах в 90‑е годы, бесплатно были переданы в собственность миллионы гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады, огороды, строительство жилья, расширение личных подсобных хозяйств и организацию крестьянских (фермерских) хозяйств, около 50 млн граждан и юридических лиц получили более 140 млн га продуктивной земли. Сегодня в частной собственности находится 7,8 % территории страны. Остальные 92,2 % находятся в государственной собственности. В основном это земли лесного фонда (более 1,1 млрд га — 75 %) и сельскохозяйственного назначения (240 млн га — 15 %). Огромные площади переданы в аренду.
Проведенные земельные преобразования и дальнейшее функционирование нового земельного строя в стране показали, что земля, прежде всего, должна иметь конкретного собственника, но в то же время и принадлежать народу России. Это должно быть основополагающим для обустройства земельных правоотношений России, выступать преобразующим фактором развития России в XXI в. Но для этого в стране необходимо сформировать настоящих хозяев земли, будь то государство, частный или коллективный собственник. С этим как раз у нас не все в порядке. И прежде всего в существующей запутанной и непонятной народу системе земельных отношений и структуре управления российской землей. Должной отдачи от их действий ждать нельзя. Она и дальше будет затягивать Россию и ее народ в тупиковую земельную ситуацию. Латание дыр в ней, как это делается сегодня, соединение многочисленных ресурсов при отсутствии в стране государственного учета земли, трата огромных средств федерального и муниципального бюджета. А это налоги наших граждан. Китай одномоментно положил конец своей земельной неразберихе, внедрил еще в 1997 г. современную земельную систему и для ее реализации создал мощную современную систему управления землей. Эта система является базисной и позволила резко увеличить налоговые поступления в бюджет, создать мощные внебюджетные фонды на местах на основе земельной ренты, а в целом обеспечить мощный рывок китайской экономики в городе и в деревне, а также поднять уровень жизни своего народа. Такие решения и аналогичные действия необходимо предпринять и в России. Народ давно их ждет.