Строительство является одной из стратегически значимых отраслей экономики России и наиболее финансово емких по объемам инвестирования.
Только из федерального бюджета ежегодно на капитальное строительство выделяется не менее 900 млрд руб. Отрасль представлена 2,8 млн профильных специалистов и более 218 тыс. строительных организаций. Повышение эффективности экономической деятельности отрасли такого масштаба позволит обеспечить общий экономический рост в целом. При этом методы, которые сегодня используются для развития отрасли и формирования сметной стоимости проектов, недостаточно корректно отражают интересы всех участников строительства.
Главный их недостаток заключается в том, что они не позволяют проверять качество результата составления сметной стоимости, что сдерживает развитие отрасли и становится преградой для привлечения новых участников.
Такая ситуация привела к возникновению противоречия в строительной отрасли: с одной стороны, она нуждается в создании более эффективного подхода к ценообразованию, с другой стороны, большинство методов, существующих в рамках методики ценообразования, являются малоэффективными и обладают целым рядом недостатков. Это делает актуальными исследования, посвященные способам совершенствования текущей системы ценообразования.
В основе российской системы сметного нормирования и ценообразования лежит принцип калькулирования затрат непосредственно на реализацию проекта. Затраты определяются при помощи типовых нормативов, которые объединены в отдельные сборники нормативных документов. Нормативы могут определяться на разных уровнях:
- государственные — ГСН;
- отраслевые — ОСН;
- фирменные — ФСН;
- индивидуальные — ИСН;
- территориальные — ТСН.
Каждая группа таких нормативов используется для составления итоговой сметной стоимости строительства.
Формирование элементного сметного норматива происходит на основании принципа усреднения всех ресурсов, необходимых для строительства, с учетом минимизации их расхода. Подобные нормативы не подлежат корректировки в зависимости от особенностей того или иного объекта, как правило, они изначально учитывают все необходимые затраты для каждого типа работ.