Даже сегодня многим может показаться, что этот странный автомобиль прибыл к нам прямиком из будущего. А между тем «ГАЗ-16» был создан советскими инженерами еще в 1960‑х годах и, кроме футуристического внешнего вида, отличался тем, что мог… летать. Скрестить автомобиль с самолетом в 1960‑е годы можно смело назвать временем технического прогресса. Многие мировые открытия и события тех лет порой даже нам кажутся перекочевавшими в реальную жизнь со страниц научно-фантастических романов. Это и первый космический полет Юрия Гагарина, и создание Теодором Майманом первого лазера, и выпуск в Германии первых плавающих автомобилей, и появление первых высокоскоростных поездов в Японии. Поэтому неудивительно, что именно в начале 1960‑х советские ученые приступили к необычной разработке — созданию летающей машины. А произошло это на знаменитом Горьковском автозаводе (ГАЗ). Руководство проектом поручили инженеру Смолину. Такой выбор был неслучаен. И дело не только в том, что Смолин являлся ведущим конструктором ГАЗ, а в том, что раньше он трудился на Казанском авиационном заводе. Поэтому кому как ни ему можно было доверить создание автомобиля, летающего по воздуху, а точнее — передвигающегося на воздушной подушке. В проекте приняли участие и специалисты секретного предприятия — так называемого почтового ящика 200, и ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института.
Первый летающий ГАЗ
Сначала испытания провели на моделях будущих автомобилей, которые были в 10 раз меньше настоящих. Из шланга, присоединенного к образцу, нагнетался воздух, и машинка зависала над поверхностью воды или суши. В самом начале 1960‑х годов первый автомобиль «ГАЗ-16» в натуральную величину был готов. Кузов машины имел обтекаемую форму, а кабина напоминала своеобразный прозрачный колпак. Длина аппарата составляла 7,5 м, ширина — 3,6 м, а вес — 2 т 125 кг. Автомобиль, как и любой самолет, был снабжен шасси. Впереди и сзади располагались мощные вентиляторы, посредством которых и образовывалась воздушная подушка. А с помощью закрепленных вертикально винтов осуществлялось управление машиной. Максимальная скорость полета равнялась 40 км/ч.