По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новости образования и науки

Количество иностранных абитуриентов, приезжающих поступать в вузы той или иной страны, считается одним из важнейших показателей качества и привлекательности национальной системы образования. Россия традиционно входит в число мировых лидеров по популярности своего высшего образования, хотя структура потоков студентов за последние десятилетия существенно изменилась. Кто, откуда и с какой целью приезжает сегодня учиться в российские вузы? Можно ли сделать высшее образование важной статьей экспортных доходов? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал заместитель директора Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Малиновский.

— Советский Союз, а потом Россия на протяжении полувека уверенно входили в десятку стран, которые привлекали наибольшее количество иностранных студентов. А в 1980 году мы были на третьем месте в мире, уступая лишь США и Франции. И сегодня приток иностранных студентов в Россию существенный, порядка 240 тыс. человек в год. Это примерно пятое место в мире, и мы ежегодно наращиваем абсолютные цифры приема. По показателям Россия является одной из самых привлекательных для иностранных студентов стран в мире, но если посмотреть внутрь процесса интернационализации, не все так однозначно. Основным драйвером интернационализации российской системы высшего образования в последние 20 лет стали, естественно, студенты из стран бывшего Советского Союза. Сейчас они составляют 80% от всех обучающихся иностранцев, и, соответственно, всего пятая часть — это выходцы из прочих стран.

В абсолютных значениях число студентов из стран дальнего зарубежья сильно сократилось по сравнению с советским периодом. Если же смотреть структуру численности внутри этой группы, сдвиги тоже заметны. Среди иностранцев «издалека» треть — это Африка и Ближний Восток. После распада Варшавского блока и СССР мы потеряли студентов из Восточной Европы, которые раньше составляли почти треть от числа всех иностранных студентов, а сегодня их 500 человек на всю страну. И латиноамериканцев, их всего порядка полутора тысяч, тогда как в СССР они давали десятую часть интернационального приема. В то же время мы видим рост приема из стран Азии, особенно Китая. Основное ограничение политики интернационализации состоит в том, что пока прием студентов работает в первую очередь на воспроизводство сложившихся культурных связей. Этот же тренд на ура поддерживается вузами, но по другим основаниям.

Для Цитирования:
Новости образования и науки. Ученый совет. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: