Хоть в ОСАГО и наблюдается небольшая положительная динамика, отмеченная по итогам первого полугодия 2018 года, реформа тарифов остается необходимой мерой для спасения отрасли. Без принципиального изменения подхода к формированию цены полиса значительная часть регионов страны продолжит испытывать проблемы с доступностью ОСАГО, страховые компании будут уходить с рынка «автогражданки», а стоимость страховки для всех водителей будет расти.
По итогам первого полугодия 2018 года Российский союз автостраховщиков отметил положительные изменения, произошедшие в ОСАГО впервые с начала кризиса. Так, средняя выплата снизилась по итогам полугодия на 16 % и теперь составляет 64,6 тыс. руб. Такие подвижки эксперты связывают с ростом популярности натурального возмещения (ремонта), приоритет которого перед выплатой деньгами был установлен в апреле 2017 года. Средняя доля натурального возмещения за январь – июнь 2018 года по стране составила 15–20 %, а в ряде регионов она доходила до 40 %. За этот период страховщики выплатили по ОСАГО 68,1 млрд рублей, что на 31 % меньше аналогичного показателя 2017 года.
Однако стоит отметить, что, по данным ГИБДД, количество аварий в I полугодии 2018 года составило 69,6 тыс. против 71,3 тыс. годом ранее, так что снижение выплат может также быть объяснено снижением аварийности на дорогах.
По итогам полугодия сократились не только выплаты, но и в сборы по ОСАГО. Объем начисленных премий по ОСАГО составил 109,1 млрд рублей, сократившись на 1,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ситуация в отрасли все еще вызывает большое беспокойство, считают эксперты.
«Сегмент ОСАГО находится в кризисе. По итогам 2017 года в ряде регионов убыточность ОСАГО превысила 120 %. Многие страховщики принимают решение о сокращении портфеля ОСАГО ради минимизации убытков. Как результат, несмотря на активные меры по развитию электронных полисов, доступность ОСАГО для добропорядочных автовладельцев по-прежнему остается недостаточно высокой», – поясняет директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.