В работе первой городской ассамблеи приняли участие около 100 человек, включая депутатов различных уровней, общественников, известных в политических кругах жителей города и одного, но высокопоставленного представителя городской администрации — вице-мэра Новосибирска. Городская ассамблея была задумана как дискуссионная площадка, на которой жители города и эксперты могли бы вступить в прямой диалог с представителями всех уровней власти. Различные формы этого взаимодействия, а также взгляды горожан на оптимизацию работы новосибирской администрации стали темой первой, в какой-то степени установочной дискуссии.
В начале заседания ассамблеи перед собравшимися выступили несколько экспертов, обозначивших основные вопросы этой встречи. Член правления новосибирского отделения Союза юристов Олег Пучков представил результаты юридического анализа устава города Новосибирска и ряда официальных документов, принятых муниципалитетом. Он отметил, что в рассмотренных документах нет целого ряда понятий, которые фигурируют в названиях управлений и департаментов городской администрации и их функциях. В частности, нет понятий «промышленность», «инновации», «социальная защита». В целом же, по словам Пучкова, не все структуры мэрии действуют в рамках предусмотренных федеральным законодательством полномочий и положений, закрепленных уставом города.
«Что касается вопроса, связанного с филиалами, это администрации районов города Новосибирска. Как они действуют? Какие у них полномочия? Почему они сейчас так действуют и есть ли эффективные механизмы оптимизации этой работы? — обратился к аудитории Пучков. — <…> Мы не нашли полной нормативной базы, документации, которая могла бы регламентировать их деятельность. Это повестка, которая предлагается к обсуждению в дальнейшем в рамках городской ассамблеи».
Об оптимизации муниципалитета и районных администраций говорил и другой спикер — доктор исторических наук, бывший вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой. Он отметил, что изначально многие структуры мэрии, муниципальные предприятия и учреждения создавались под конкретных людей и конкретные задачи. Теперь этих людей нет, задач тоже, а структуры продолжают действовать. «Главная цель — максимально облегчить структуру, упростить, чтобы она была более прозрачной, более понятной и более экономной, потому что это большие деньги на самом деле, которые складываются не в тысячи и миллионы, а в сотни миллионов, переходящие в миллиарды. Я не буду конкретные цифры говорить, но, по экспертным оценкам, они переходят в миллиарды, — заметил Козодой. — Какие направления деятельности могут быть? Это, конечно, реорганизация с точки зрения приведения к федеральному закону № 131, избавление ото всех избыточных подразделений, которые не являются коренными полномочиями муниципалитета, такие есть. Второе — это оптимизация того, что должно остаться. Третье направление — это аутсорсинг, передача полномочий, то, что можно купить на рынке. Не надо создавать собственные подразделения, это надо покупать на рынке, это будет дешевле, будет эффективнее. И четвертое — передача полномочий общественным организациям».