Анализ обращений граждан позволяет выделить следующие 5 проблем.
• Низкое качество строительства вообще как в домах, построенных по бюджетным программам, так и в домах, помещения в которых реализуются на свободном рынке. Единственный понятный инструмент контроля качества строительства разработан ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Фонд ведет реестр домов с выявленными, в том числе при помощи общественных экспертов НП «ЖКХ Контроль», недоделками. Также информация поступает от собственных проверок Фонда, с рейдов ГЖИ, напрямую от граждан. Есть меры воздействия на региональные власти, которые не устраняют недоделки. По прочим программам и коммерческим домам таких механизмов нет.
Решение: необходимо усиливать роль будущих владельцев помещений. Например, предоставить право дольщиков осмотреть многоквартирный дом перед принятием решения комиссией по вводу его в эксплуатацию (устанавливается обязанность комиссии пригласить всех дольщиков на такой осмотр и обеспечить проведение осмотра с учетом требований к безопасности) и представить данной комиссии замечания, по каждому из таких замечаний комиссия обязана принять письменное решение. Протокол рассмотрения указанных замечаний должен быть обязательным приложением к акту о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию.
• Собственники при приемке квартир фактически не принимают общее имущество в многоквартирном доме. Более того, зачастую возникают ситуации, когда собственников не допускают к осмотру общего имущества, мотивируя это тем, что они не приобретают подвал, лифт и т. д.
Решение: разработать и утвердить типовую форму акта приемки объекта недвижимости с указанием общего имущества и придать этому документу статус обязательного к исполнению. В данном акте отражается перечень общего имущества, обязательного к осмотру.
• В соответствии с п. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, принявшим от застройщика по передаточному акту помещение (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ) и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.