В минувшем 2015 г. были внесены изменения в законодательство Российской Федерации, касающиеся государственно-частного партнерства (ГЧП). 1 июля 2015 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ [1]. Закон вступил в силу с 1 января 2016 г., за исключением положений ст. 46, вносящих изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», которые вступили в силу со дня официального опубликования Закона № 224-ФЗ. До принятия этого закона единственной законодательной базой, регулирующей государственно-частное партнерство (в форме концессионных соглашений), являлся Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. [2]. Поэтому заключение соглашений о государственно-частном партнерстве можно было проводить только в рамках региональных законов субъектов РФ. При этом часто качество этих региональных законов не всегда соответствовало нужным требованиям, к тому же не исключалось их противоречие федеральному законодательству. Работа над новым законом продолжалась почти четыре года, в результате редакция принятого ФЗ № 224 сильно отличается от ранее обсуждаемой в 2014 г. версии. Принятым законом устанавливаются возможность заключения соглашений и по инициативе публичного партнера, и по инициативе частного партнера, более жесткие ограничения по составу участников со стороны частного партнера по сравнению с 115-ФЗ, вводится понятие «прямое соглашение», уточняются порядок проведения конкурсных процедур, содержание государственно-частно-партнерского (муниципально-частно-партнерского) соглашения и пр. 224-ФЗ выводит из-под своего регулирования концессионные соглашения (КС), которые по-прежнему регулируются 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». 224-ФЗ регулирует отношения, связанные с подготовкой, заключением и исполнением соглашений о государственно-частном (ГЧП) и муниципально-частном (МЧП) партнерствах, устанавливает полномочия публично-правовых образований, органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах ГЧП и МЧП, а также предусматривает внесение изменений в законодательство РФ в части интеграции в него механизмов ГЧП и МЧП соглашений. В Федеральном законе № 224 проводится четкое разделение между ГЧП-проектами и концессионными проектами, базирующееся на различном субъектном составе, требованиям к объектам соглашения и на отдельных условиях соглашения.