В конце 2019 г. решением коллегии ФТС России по вопросам повышения эффективности и совершенствования системы управления рисками принято решение о разработке более совершенной модели системы управления рисками (СУР), действующей в новых реалиях работы таможенных органов. Изменились условия их функционирования: созданы центры электронного декларирования, электронные таможни и таможни фактического контроля. Внедрены технологии автоматической регистрации и выпуска товаров. Сократились сроки принятия решений на всех этапах таможенного контроля. Очевидно, что назрела необходимость в новой модели СУР, которая отвечает всем этим изменениям. Идет интенсификация процессов в таможенной сфере. Там, где вчера день на принятие решения о выпуске товаров было отличным результатом, сейчас требуются часы, а то и минуты. Нужна автоматизация процессов выбора объектов контроля. С помощью новой модели СУР необходимо не только выявлять признаки рисковых ситуаций, но и оценивать уровень риска. И делать это быстро, своевременно, для всех товарных партий. Однако данная автоматизация невозможна без применения современных методов обработки больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Новая модель системы управления рисками строится на базе многолетнего опыта работы действующей СУР: мы не отменяем действия этой системы, ее элементы (профили риска и т. д.) останутся, но мы сделаем ее более совершенной. При этом об оценке риска для всех товарных партий говорится не в том смысле, что каждая партия товаров будет проверяться, а в том, что СУР будет применяться в отношении конкретных товаров конкретной партии.
В целях создания научной базы для такой СУР в конце 2020 г. ФТС России было подготовлено техническое задание на проведение соответствующей научно-исследовательской работы. Следует отметить ключевые цели этой работы, которые были отражены в техническом задании: 1) разработка механизмов анализа, выявления и оценки уровня рисков нарушений таможенного законодательства с вычислением вероятного ущерба в режиме реального времени; 2) создание эффективной системы выбора мер, направленных на оптимизацию их количества, и доведения до лиц, непосредственно осуществляющих таможенный контроль, в виде четких и понятных директив; 3) создание системы учета результатов применения СУР, позволяющей получать актуальную информацию об ее эффективности в любой момент времени, максимально быстро отменять неэффективные, разрабатывать новые или актуализировать действующие инструменты СУР. Условиями создания новой модели является необходимость сохранения накопленной информации и имеющийся опыт применения СУР, а также плавный переход от действующей к перспективной модели.