По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новая стратегия Европейского союза для Центральной Азии

Гаврилова Светлана Михайловна старший преподаватель кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России, канд. ист. наук, e-mail: smgavrilova@gmail.com

На протяжении нескольких десятилетий Европейский союз поступательно наращивает свое присутствие в странах Центральной Азии. Интересы ЕС в регионе обусловлены рядом причин, среди которых стремление к расширению своего влияния в странах ЦА, высокая значимость региона как транзитного коридора между Европой и Китаем, перспективы экономического сотрудничества, важность энергоресурсного потенциала региона. В мае 2019 г. Евросоюз представил новую стратегию по Центральной Азии, призванную интенсифицировать сотрудничество в ряде областей взаимодействия. Новая стратегия направлена как на реализацию указанных интересов, так и на расширение взаимодействия в ряде других сфер.

Литература:

1. Валеева Р. А. Развитие сотрудничества между Кыргызстаном и Европейским союзом на современном этапе // Проблемы постсоветского пространства. — 2019. — Т. 6. — № 3. — С. 288–296.

2. Евросоюз изменит подход к странам Центральной Азии // Независимая газета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru / turbo?text= http%3A%2F%2Fwww.ng.ru%2Fcis%2F2019-05-21 %2F5_7578_approach.html (Дата обращения: 21 марта 2020).

3. ЕС принял новую стратегию отношений со странами Центральной Азии // DW. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.dw.com / ru / еспринял-новую-стратегию-отношений-со-странами-центральнойазии / a-49233006 (Дата обращения: 21 марта 2020).

4. ЕС строит прочные современные партнерские отношения с Центральной Азией // European Union External Action. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eeas.europa.eu / sites / eeas / fi les / factsheet_centralasia_2019_ru_ digital_v1.pdf (Дата обращения: 22 марта 2020).

5. Малышева Д. Б. Европейский союз в Центральной Азии // Россия и новые государства Евразии. — 2018. — № 2. — С. 56–59.

6. Михайленко В. И. На пути к новой стратегии Европейского союза для Центральной Азии // История и современное мировоззрение. — 2019. — Т. 1. — № 3. — С. 100.

7. Новая стратегия ЕС в Центральной Азии // РСМД. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://russiancouncil.ru / analytics-and-comments / columns / asiankaleidoscope / novaya-strategiya-es-v-tsentralnoy-azii / ?sphrase_id=34984336 (Дата обращения: 21 марта 2020).

8. О программе // БОМКА. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bomca-eu.org / ru / programme / overview (Дата обращения: 23 марта 2020).

9. Стратегия ЕС в Центральной Азии — 2019: цели, задачи, перспективы // Военно-политическая аналитика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// vpoanalytics.com / 2017 / 07 / 26 / strategiya-es-v-tsentralnoj-azii-2019-tseli-zadachi-iperspektivy / (Дата обращения: 22 марта 2020).

10. 15th EU- Central Asia Foreign Ministers' Meeting Bishkek, 7 July 2019 Joint Communiqué «The EU and Central Asia: Forging a Stronger Partnership Together»// European Union. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// eeas.europa.eu / headquarters / headquarters-homepage / 65107 / 15th-eu-central-asiaforeign-ministers-meeting-bishkek-7-july-2019-joint-communiqu%C3 %A9-eu-and_ en (Дата обращения: 22 марта 2020).

11. EU-Central Asia Policy Dialogue on Environment and Climate Change: Circular Economy in Focus // European Union. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eeas.europa.eu / headquarters / headquarters-homepage / 74597 / eu-centralasia-policy-dialogue-environment-and-climate-change-circular-economy-focus_en (Дата обращения: 22 марта 2020).

12. Joint Communication to the European Parliament and the Council. The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership // European Union External Action. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eeas.europa.eu / sites / eeas / fi les / joint_communication_-_the_eu_and_central_asia_-_new_ opportunities_for_a_stronger_partnership.pdf (Дата обращения: 23 марта 2020).

13. Outcome of the 3551st Council Meeting. Foreign Aff airs. — Brussels, 19 June 2017. — P. 11.

В мае 2019 г. на официальном ресурсе внешнеполитической службы Европейского союза была опубликована новая стратегия ЕС в Центральной Азии: «ЕС и Центральная Азия: Новые возможности для сильного партнерства» [12]. Документ предполагает принципиально новое видение отношений Евросоюза с пятью центрально-азиатскими государствами: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном и адаптирует политику Евросоюза к новым возможностям в регионе.

Центральная Азия традиционно считалась зоной геополитических интересов Российской Федерации, однако в последние годы регион становится зоной пересечения интересов ряда крупных акторов международных отношений, таких как Китай, США, Европейский союз. Интерес Евросоюза к региону вполне обоснован: Центральная Азия является важной как с географической, так и с экономической точки зрения областью. Политическое и экономическое присутствие в регионе становится необходимостью в контексте роста противоречий между мировыми «центрами силы». Вероятно, инициатива Евросоюза в направлении расширения сотрудничества с центрально-азиатскими странами является продолжением курса ЕС на увеличение самостоятельности на мировой политической арене и большей независимости от США.

Взаимодействие Евросоюза и Центральной Азии заметно расширяется уже с 1990-х гг. С начала 2000-х гг. присутствие ЕС в Центральной Азии постепенно нарастает по нескольким направлениям: политическому, культурному и экономическому, особенно в сфере энергетики. Последнее связано с тем фактом, что страны-обладательницы запасов углеводородов рассматриваются ЕС как возможные партнеры, альтернативные России в сфере поставок энергоресурсов. В 1994–1996 гг. были подписаны двусторонние Соглашения о партнерстве и союзничестве ЕС с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, придавшие новый импульс экономическому сотрудничеству стран региона с Евросоюзом.

С 2007 г. страны Евросоюза начинают все больше нуждаться в энергоресурсах в связи с изменениями на европейском рынке. Для Европы остро встает вопрос о необходимости диверсификации импорта энергоресурсов с целью защиты собственного суверенитета и политической стабильности. В связи с этим растет интерес европейских стран к странам Центральной Азии как «альтернативному» источнику добычи энергоресурсов [9]. В данном контексте увеличение поставок энергоресурсов из Центральной Азии представляется особенно привлекательным сценарием развития событий для Евросоюза, поскольку это позволяет ЕС минимизировать степень политизации данного направления.

Для Цитирования:
Гаврилова Светлана Михайловна, Новая стратегия Европейского союза для Центральной Азии. Дипломатическая служба. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: