В мае 2019 г. на официальном ресурсе внешнеполитической службы Европейского союза была опубликована новая стратегия ЕС в Центральной Азии: «ЕС и Центральная Азия: Новые возможности для сильного партнерства» [12]. Документ предполагает принципиально новое видение отношений Евросоюза с пятью центрально-азиатскими государствами: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном и адаптирует политику Евросоюза к новым возможностям в регионе.
Центральная Азия традиционно считалась зоной геополитических интересов Российской Федерации, однако в последние годы регион становится зоной пересечения интересов ряда крупных акторов международных отношений, таких как Китай, США, Европейский союз. Интерес Евросоюза к региону вполне обоснован: Центральная Азия является важной как с географической, так и с экономической точки зрения областью. Политическое и экономическое присутствие в регионе становится необходимостью в контексте роста противоречий между мировыми «центрами силы». Вероятно, инициатива Евросоюза в направлении расширения сотрудничества с центрально-азиатскими странами является продолжением курса ЕС на увеличение самостоятельности на мировой политической арене и большей независимости от США.
Взаимодействие Евросоюза и Центральной Азии заметно расширяется уже с 1990-х гг. С начала 2000-х гг. присутствие ЕС в Центральной Азии постепенно нарастает по нескольким направлениям: политическому, культурному и экономическому, особенно в сфере энергетики. Последнее связано с тем фактом, что страны-обладательницы запасов углеводородов рассматриваются ЕС как возможные партнеры, альтернативные России в сфере поставок энергоресурсов. В 1994–1996 гг. были подписаны двусторонние Соглашения о партнерстве и союзничестве ЕС с Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном, придавшие новый импульс экономическому сотрудничеству стран региона с Евросоюзом.
С 2007 г. страны Евросоюза начинают все больше нуждаться в энергоресурсах в связи с изменениями на европейском рынке. Для Европы остро встает вопрос о необходимости диверсификации импорта энергоресурсов с целью защиты собственного суверенитета и политической стабильности. В связи с этим растет интерес европейских стран к странам Центральной Азии как «альтернативному» источнику добычи энергоресурсов [9]. В данном контексте увеличение поставок энергоресурсов из Центральной Азии представляется особенно привлекательным сценарием развития событий для Евросоюза, поскольку это позволяет ЕС минимизировать степень политизации данного направления.