В последние годы в лексикон политиков и экономистов всего мира вошло устойчивое словосочетание new normal. Не стали исключением и российские ученые и практики, использовавшие это исконно английское выражение в значении «новая реальность» или «новая нормальность». Поскольку в российском и зарубежном законодательстве данный термин отсутствует, по-видимому, прежде чем употреблять новый термин, было бы целесообразным рассмотреть, что имелось в виду его авторами в оригинале. Анализ частоты использования данного словосочетания в печатных изданиях, прове- денный с помощью поисковой системы Google (Google Ngram), показал, что термин появился еще в начале 1900-х гг., а пик его использования приходится на период Великой депрессии начала 1930-х гг. в США и затем на 2008–2010 гг. [1].
В современных публикациях авторство термину приписывают Мохамеду А. Эль-Эриану (Mohamed A. El-Erian, 1958), в то время президентом PIMCO, одной из крупнейших в мире инвестиционных компаний. В мае 2009 г. Эль-Эриан в аналитическом обзоре PIMCO опубликовал статью «Новая нормальность» (A New Normal) [2], где впервые сформулировал свое понимание данного термина как длительный, сложный, полный неопределенности процесс нормализации экономики (в отличие от финансов) в посткризисный период. 10 октября 2010 г. он выступил в Фонде Пера Якобссона при Международном валютном фонде (IMF Per Jacobsson Foundation) с открытой лекцией перед руководством на тему «Следуя курсом новой нормальности в индустриальных странах» (Navigating the New Normal in Industrial Countries) [3].
В ходе лекции Эль-Эриан уточнил, что был вынужден прибегнуть к данному понятию, чтобы переориентировать научную дискуссию с разговоров о том, что кризис явился лишь легкой царапиной на теле мировой экономики, на осознание того, что кризис стал неизбежным результатом чрезвычайно долгого периода успешного роста экономики, который считался нормальным. Однако в течение этого периода накапливались серьезнейшие проблемы, которые в конечном итоге и привели к новой ситуации в мировой экономике, а именно к замедлению темпов экономического роста в индустриально развитых странах, высокой безработице, постоянному сокращению доли частного сектора в ВВП, росту госдолга, неэффективной системе регулирования экономики и резкому возрастанию влияния политики на экономику.