По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новая развивающая практика — коучинг. Новая провессия — коуч

Кларин Михаил Владимирович ведущий научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, руководитель Супервизионной коучинговой мастерской, сопредседатель Рабочей группы по разработке стандарта профессии «коуч» в Российской Федерации, доктор педагогических наук Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16, E-mail: consult@klarin.ru

В статье дается развернутая характеристика коучинга как развивающей практики, нацеленной на развитие человеческого потенциала, и как вида профессиональной деятельности. Дано описание новой профессии «коуч». Статья написана в контексте разработки профессионального стандарта «коуч» в Российской Федерации.

Литература:

1. Зачем бизнес-школам внешний коучинг? — URL: http://www. begin.ru/main/news_and_articles/articles/Couch (дата обращения: 03.02.2014).

2. Профессиональный стандарт «коуч» (организация самостоятельной деятельности взрослых по развитию и мобилизации внутренних ресурсов в контексте решения жизненных, профессиональных и деловых задач). — URL: www.coachpr.ru (дата обращения: 31.01.2014).

3. February 6, 2012. — URL: http://coachfederation.org/prdetail. cfm?ItemNumber=1970 (дата обращения: 03.02.2014).

4. Global Coaching Study // International Coach Federation. — PriceWaterhouseCoopers, 2012.

5. Grant A.M. The impact of life coaching on goal attainment, metacognition and mental health / Quoted in: Brock Vikki G. Grounded Theory Of The Roots And Emergence Of Coaching. Maui, 2008. — URL: http://coachinghistory.com/wp-content/uploads/2012/05/SOCHFigure-21.jpg (дата обращения: 31.01.2014).

6. ICF-Россия-ПАРК, сентябрь, 2013. — URL: http://coachpr.ru/ issledovaniya/kouching-v-rossii.html (дата обращения: 01.02.2014).

7. ICF Global Coaching Client Study, Executive Summary, April 2009. — URL: http://www.hr.com/en/app/blog/2012/08/the-businesscase-for-executive-coaching--internat_h66crdte.html (дата обращения: 30.01.2014).

8. International Coach Federation Completes Groundbreaking 2012 // ICF Global Coaching Study February 6, 2012. — URL: http:// coachfederation.org/prdetail.cfm?ItemNumber=1970 (дата обращения: 03.02.2014).

9. Sherpa Coaching. The Executive Coaching Survey. 8th Annual report. — S.l., 2013. — P. 18.

10. The Seventh Annual Sherpa Executive Coaching Survey. — S.l., 2012. — P. 8.

Импульсом к становлению и развитию коучинга как вида профессиональной деятельности стали потребности и запросы современного человека и современного общества. На индивидуальном уровне это запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути. На уровне корпораций/бизнеса — потребность в принципиальном повышении эффективности работников за счет мобилизации внутреннего потенциала, делегирования работникам оперативных решений, поддерживаемая со стороны работников принятием ответственности за свои инициативы, решения и их воплощение.

Коучинг выступает в качестве средства преобразования опыта человека в ситуациях, которые возникают в моменты переломов, кризисов как индивидуального жизненного, так и профессионального пути. Это относится не только к индивидуальному субъекту (отдельному человеку), но и к коллективному субъекту (рабочая команда, профессиональная группа).

Вот примеры ответов высших руководителей разных стран на вопрос о том, что дает им коучинг [9]:

• «Развитие лидерства. Улучшение действий на рабочем месте. Лучшие результаты» (Бразилия);

• «Независимый сторонний взгляд на рабочую деятельность в сравнении с собственным мнением» (Новая Зеландия);

• «Коучинг преодолевает явление “одиночества на вершине”» (Польша);

• «Полное развитие лидерского потенциала» (Россия);

• «Клиенты учатся видеть диапазон возможностей, не ограничивая себя одной-двумя» (Шотландия);

• «Ясность мысли. Самосознание личности, позволяющее стать уверенным лидером» (Южная Африка);

• «Клиенты получают больше ресурсов, становятся более творческими, способными работать со всеми вызовами, которые встречаются на их пути» (Великобритания);

• «Клиенты обретают ясное видение своих сильных сторон, уверенность, понимание других отличающихся стилей» (США).

Коучинг является одним из видов инновационной образовательной практики. В этой практике коуч занимает позицию фасилитатора, направляющего процесс порождения человеком субъективно и объективно нового опыта. Коуч работает в условиях парадокса экспертности: он не имеет преимуществ перед клиентом в знании предмета, деталей обсуждаемых ситуаций и т.д.; его задача — организовать продуктивный диалог, стимулировать самостоятельное осознание и переосмысление имеющегося опыта, генерацию нового опыта, реализацию принятых решений в жизни, профессиональной деятельности.

Для Цитирования:
Кларин Михаил Владимирович, Новая развивающая практика — коучинг. Новая провессия — коуч. Ученый совет. 2015;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: