По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330 DOI:10.33920/VNE-03-2107-08

Новая нормальность: использование платформ совместного пользования предприятиями

Сагинова Ольга Витальевна д-р экон. наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Ценина Екатерина Владимировна канд. экон. наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Модели и механизмы экономики распределенного пользования активно развиваются в последнее десятилетие. Лидеры рынка разрабатывают или приобретают цифровые платформы, которые предоставляют услуги совместного пользования организациям в рамках их бизнес-экосистемы и за ее пределами. Осведомленность предприятий о возможностях и моделях распределенного пользования, их мотивация к использованию цифровых платформ для повседневных операций как в рамках основного бизнеса организации, так и для поддержки дополнительных операций остаются недостаточно изученными. На основе опроса операционных менеджеров 60 предприятий Москвы и Московской области, дополненного данными из открытых источников и с сайтов организаций, в статье анализируются предпочтения по использованию услуг шеринга компаниями различного размера и профиля.

Литература:

1. Завьялов Д. В., Завьялова Н. Б., Киселева Е. В. Цифровые платформы как инструмент и условие конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг // Экономические отношения. — 2019. — Т. 9, № 2. — С. 443–454. DOI: 10.18334/eo.9.2.40608.

2. Колмаков В. В. Экономика распределенного пользования как основа организационно-экономического механизма управления региональной собственностью // Теоретическая и прикладная экономика. — 2020. — № 1. — С. 49–63.

3. Сагинов Ю. Л., Завьялов Д. В., Сагинова О. В. Экономика распределенного пользования: основные понятия, определения, характеристики // Вопросы инновационной экономики. — 2020. — Т. 10, № 3. — С. 1403–1424.

4. Bardhi F., & Eckhardt, G. W. Access-based consumption: The case of car sharing // Journal Consumer Research. 2012; 39 (4): 881–898.

5. Botsman R. (2015) — Defining The Sharing Economy: What Is Collaborative Consumption And What Isn’t? — FastCompany. — URL: https://www.fastcompany. com/3046119/defining-the-sharing-economy-what-is-collaborative-consumptionand-what-isnt (дата обращения: 18.07.2020).

6. Dredge, D & Gyimóthy, S. The collaborative economy and tourism: Critical perspectives, questionable claims and silenced voices // Tourism Recreation Research. 2015; 40, 3: 286–302.

7. Görög Georgina. The Definitions of Sharing Economy: A Systematic Literature Review // Management, University of Primorska, Faculty of Management Koper. 2018; 13 (2): 175–189. — URL: http://www.hippocampus.si/ISSN/1854–4231/13.175–189.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

8. Hamari J., M. Sjöklint, and A. Ukkonen. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // The Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015; 67 (9): 2047–59.

9. Johansson A., Kisch P., Mirata M. Distributed economies — A new engine for innovation // Journal of Cleaner Production. 2005; 13 (10–11): 971–979.

10. Questionnaires to the dataset on sharing ENG RUS DOI:10.17632/vzj6rd9crd.1. — URL: https://data.mendeley.com/datasets/vzj6rd9crd/1 (дата обращения: 20.02.2021).

11. Saginova O., Kireeva N., Saginov Y., Zavyalov D. Dataset on the questionnaire-based survey of sharing services users’ motivation // Data in Brief, Volume 33, 2020, 106502, ISSN 2352–3409, https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.106502.

12. Tussyadiah, I. P., and J. Pesonen. Impacts of Peer-to-Peer Accommodation Use on Travel Patterns // Journal of Travel Research. 2015; 55 (8): 1–19.

1. Zavialov D.V., Zavialova N.B., Kiseleva E.V. Tsifrovye platformy kak instrument i uslovie konkurentosposobnosti strany na mirovom rynke tovarov i uslug [Digital platforms as a tool and condition for the country’s competitiveness in the world market of goods and services] // Ekonomicheskie otnosheniia [Economic relations]. - 2019. Vol. 9, No. 2. - P. 443–454. DOI: 10.18334 / eo.9.2.40608. (In Russ.)

2. Kolmakov V.V. Ekonomika raspredelennogo polzovaniia kak osnova organizatsionnoekonomicheskogo mekhanizma upravleniia regionalnoi sobstvennostiu [The economy of distributed use as the basis of the organizational and economic mechanism for managing regional property] // Teoreticheskaia i prikladnaia ekonomika [Theoretical and Applied Economics]. - 2020. - No. 1. - P. 49–63. (In Russ.)

3. Saginov Iu.L., Zavialov D.V., Saginova O.V. Ekonomika raspredelennogo polzovaniia: osnovnye poniatiia, opredeleniia, kharakteristiki [Distributed use economics: basic concepts, definitions, characteristics] // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki [Issues of innovative economics]. - 2020. - Vol. 10, No. 3. - P. 1403-1424. (In Russ.)

4. Bardhi F., & Eckhardt, G. W. Access-based consumption: The case of car sharing // Journal Consumer Research. 2012; 39 (4): 881–898.

5. Botsman R. (2015) — Defining The Sharing Economy: What Is Collaborative Consumption And What Isn’t? — FastCompany. — URL: https://www.fastcompany. com/3046119/defining-the-sharing-economy-what-is-collaborative-consumptionand-what-isnt (date of access: 18.07.2020).

6. Dredge, D & Gyimóthy, S. The collaborative economy and tourism: Critical perspectives, questionable claims and silenced voices // Tourism Recreation Research. 2015; 40, 3: 286–302.

7. Görög Georgina. The Definitions of Sharing Economy: A Systematic Literature Review // Management, University of Primorska, Faculty of Management Koper. 2018; 13 (2): 175–189. — URL: http://www.hippocampus.si/ISSN/1854-4231/13.175-189.pdf (date of access: 10.06.2020).

8. Hamari J., M. Sjöklint, and A. Ukkonen. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // The Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015; 67 (9): 2047–59.

9. Johansson A., Kisch P., Mirata M. Distributed economies — A new engine for innovation // Journal of Cleaner Production. 2005; 13 (10–11): 971–979.

10. Questionnaires to the dataset on sharing ENG RUS DOI:10.17632/vzj6rd9crd.1. — URL: https://data.mendeley.com/datasets/vzj6rd9crd/1 (date of access: 20.02.2021).

11. Saginova O., Kireeva N., Saginov Y., Zavyalov D. Dataset on the questionnaire-based survey of sharing services users’ motivation // Data in Brief, Volume 33, 2020, 106502, ISSN 2352-3409, https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.106502.

12. Tussyadiah, I. P., and J. Pesonen. Impacts of Peer-to-Peer Accommodation Use on Travel Patterns // Journal of Travel Research. 2015; 55 (8): 1–19.

Модели и механизмы экономики распределенного пользования, совместного потребления, или шеринга, которые активно развиваются в последнее десятилетие, меняют модели потребления, активизируют предпринимательство и создают новые бизнес-процессы. Инновации в области информационно-коммуникационных технологий инициируют цифровую трансформацию экономики и общества, превращая информацию в важный и ценный ресурс. Новые технологии меняют повседневную жизнь, предоставляя больший выбор цифровых продуктов, более полную информацию, дополнительные каналы дистрибуции, простоту и удобство транзакций как для потребителей, так и для бизнеса. Потребление и процесс принятия решений также меняются, становясь более разнообразными, индивидуализированными и ситуативными.

Экономика совместного потребления приводит к широкому распространению цифровых платформ, которые предоставляют услуги шеринга организациям в рамках бизнес-экосистемы и за ее пределами. Модели распределенного пользования мотивируют потребителей к более ответственному и устойчивому потреблению [5]. В научной литературе для определения понятия однорангового обмена или совместного пользования активами или ресурсами используется несколько терминов: совместное потребление и экономика совместного потребления, одноранговая экономика, платформенная экономика, экономика по требованию, шеринговая экономика, экономика распределенного использования и т. д. [6, 7]. Шеринг является лишь одной из возможных моделей, ориентированной на одноранговые обмены между потребителями, обеспечивающей доступ к активам, а не передачу их в собственность.

А. Йоханссон [9] термином «распределенная экономика» описал регионально распределенные активы, а также распределение процесса создания стоимости не только между крупными производственными предприятиями, но и между малым и средним бизнесом. Распределенная экономика как децентрализованная социально ориентированная система позволяет использовать распределенные ресурсы, новые формы управления и вовлечения населения в хозяйственную деятельность, рациональное распределение инвестиций, финансовых ресурсов и человеческого капитала [2]. Концепция «экономики распределенного пользования» была предложена для расширения этой идеи распределения ценности, включив в нее распределенное и совместное использование различных активов и ресурсов [3]. Таким образом, экономика распределенного пользования определяет экономические отношения между отдельными лицами и/или организациями в отношении предоставления доступа, передачи права собственности или совместного использования активов и ресурсов через посредничество цифровых платформ и позволяет рационально использовать и распределять инвестиции, ресурсы, человеческий капитал и другие активы. В этой статье мы будем использовать «распределенное пользование», «совместное потребление» и «шеринг» как синонимы, чтобы охватить все возможные варианты совместного потребления материальных и нематериальных активов и ресурсов (с передачей права собственности или предоставлением доступа, за плату и бесплатно).

Для Цитирования:
Сагинова Ольга Витальевна, Ценина Екатерина Владимировна, Новая нормальность: использование платформ совместного пользования предприятиями. Лизинг. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: