По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.44 : 621.31

Новая модель профессионального обучения специалистов-энергетиков как следующая ступень эволюции образования

Шеметов А.Н. доцент, канд. техн. наук, начальник информационно-аналитического отдела, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Челябинская обл., г. Магнитогорск, Е-mail: shemetow-a-n@yandex.ru
Меньшиков Н.П. магистрант, кафедра электроснабжения промышленных предприятий, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Челябинская обл., г. Магнитогорск, Е-mail: mag-76@mail.ru
Шеметова О.И. преподаватель информатики и ИКТ, МОУ «СОШ №13 им. Ю.А. Гагарина», Челябинская обл., г. Магнитогорск, Е-mail: шiao.mgtu@yandex.ru

Проводится обзор современных образовательных технологий, которые используются в практике профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе без отрыва от производства. Рассмотрены основные тенденции открытого образования с применением компьютерных аппаратно-программных обучающих комплексов и дистанционного взаимодействия преподавателя с обучающимися посредством современных телекоммуникационных технологий. Приведены основные требования к таким системам и примеры их реализации.

Литература:

1. Андреев А.А., Основы открытого образования [Текст] / Отв. ред. В.И.Солдаткин. — Т. 1. — Российский государственный институт открытого образовани я. — М.: НИИЦ РАО, 2002. — 676 с.

2. Тапскотт Д., Электронноцифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта [Текст] / Пер. с англ. И. Дубинского под ред. С. Писарева. — Киев: ITN Пресс; М.: Рефл-бук, 1999. — 403 с.

3. Из малкова С.А., Ро манчин В.И., Закиров А.И. Методы и технологии развития российской системы образования н а основе масштабных инноваций. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. — №5-1. — С. 425-435.

4. Организация обучения персонала. / Стандарт компании № П2-03 С-0005, - Нефтяная компания РОСНЕФТЬ от 28 декабря 2010.

5. Смирнов С.Л., Новый тренд в развитии производственных систем. Создание потока квалифицированных кадров. TWI "Ообучение на производстве". Опыт российских предприятий. // Сборник статей международной лин-конференции «От эффективных лин-процессов — к идеалам производственной системы». — Ижевск: Издательство Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2015. — 139 с.

6. Vlasova E., E – learning is the next stage of the innovative development of a university [Text] // Innovative Information Technologies: Materials of the International scientific-рractical conference. Part 1. — M.: HSE, 2014. — P. 233-234.

7. h ttp://zillion.net/ ru/ blog/375/blended-learningpieriekhod-k-smieshannomuobuchieniiu-za-5-shaghov [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 30.08.2017).

8. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. — М.: Стандартинформ, 2011. – 10 с.

9. Корнилов Ю.В., Использование информационных технологий в формировании информационной образовательной среды вуза. // Фундаментальные исследования. – 2012. № 3 (Ч. 3). — С. 591594.

10. http://mag-union.ru/wpcontent/uploads/2013/06/E-learning. pdf [Электронный ресурс]. (Дата обращения 30.08.2017).

11. Шеметов А.Н., Компьютерные и сетевые технологии в электроэнергетике [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Шеметов, О.И. Шеметова. – Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2015. (М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2015. – № гос. регистрации 0321501725).

12. Заславец Б.И., Энергосбережение в металлургическом производстве [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б.И. Заславец, А.Н. Шеметов, О.Л. Назарова. – Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2012. (М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2013. – № гос. регистрации 0321300045).

Переход от индустриального к информационному обществу требует существенных изменений во многих сферах человеческой деятельности, в том числе в приобретении и распространении знаний, обновлении содержания обучения и методов преподавания, изменения роли образовательной организации и преподавателя в учебном процессе [1].

Основными предпосылками, определяющими коренную перестройку системы профессионального образования являются: диверсификация технологий, рост темпов развития экономики и общества, рост конкуренции и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, вызывающие необходимость такой организации образовательного процесса, которая могла бы максимально эффективно готовить человека к жизни в быстро меняющихся условиях и давать ему возможность обучаться на протяжении всей жизни [2-3]: Особую значимость эти новые тенденции получили в сис теме профессиональной подготовке и переподготовки, когда обмен знаниями, с целью экономии людских ресурсов и снижения ущерба предприятия, проводится без отрыва от производства.

Самый важный элемент любой производственной системы — человек, от знаний и навыков которого зависят (на уровне рабочего места) конкурентоспособность и устойчивость работы предприятия. Недостаточный уровень квалификации персонала может иметь самые серьезные последствия — от снижения объемов и качества продукции до невосполнимых потерь окружающей среде, жизни и здоровью людей в случае нарушения технологического процесса и правил техники безопасности.

Однако сложившаяся в нашей стране система подготовки кадров во многом оказалось не готова к новым реалиям по целому ряду объективных и субъективных причин. Отметим некоторые из них:

• территориальность — неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого образования «не выходя из дома»;

• консерватизм — отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий;

• инерционность — низкая адаптивность системы образования к непрерывно меняющимся социально-экономическим условиям;

Для Цитирования:
Шеметов А.Н., Меньшиков Н.П., Шеметова О.И., Новая модель профессионального обучения специалистов-энергетиков как следующая ступень эволюции образования. Электроцех. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: