По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.44:621.31

Новая модель профессионального обучения специалистов-энергетиков как следующая ступень эволюции образования

Шеметов А. Н. канд. техн. наук, доцент, начальник отдела, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
Меньшиков Н. П. магистрант, кафедра электроснабжения промышленных предприятий, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
Шеметова О. И. преподаватель информатики и ИКТ МОУ «СОШ № 13 им. Ю. А. Гагарина», г. Магнитогорск.

В статье проводится обзор современных образовательных технологий, которые используются в практике профессиональной подготовки и переподготовки, в том числе без отрыва от производства. Рассмотрены основные тенденции открытого образования с применением компьютерных аппаратно-программных обучающих комплексов и дистанционного взаимодействия преподавателя с обучающимися посредством современных телекоммуникационных технологий. Приведены основные требования к таким системам и примеры их реализации.

Литература:

1. Андреев А. А. Основы открытого образования / Отв. ред. В. И. Солдаткин. Т. 1 // Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.

2. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с англ. И. Дубинского; под ред. С. Писарева. – Киев: ITN Пресс; М.: Рефл-бук, 1999. – 403 с.

3. Измалкова С. А. Методы и технологии развития российской системы образования на основе масштабных инноваций / С. А. Измалкова, В. И. Романчин, А. И. Закиров // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2014. – № 5-1. – С. 425–435.

4. Организация обучения персонала / Стандарт компании № П2-03 С-0005. – Нефтяная компания РОСНЕФТЬ от 28 декабря 2010 г.

5. Смирнов С. Л. Новый тренд в развитии производственных систем. Создание потока квалифицированных кадров. TWI «Ообучение на производстве». Опыт российских предприятий // Сборник статей международной лин-конференции «От эффективных лин-процессов – к идеалам производственной системы». – Ижевск: Изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2015. – 139 с.

6. Vlasova E. E-learning is the next stage of the innovative development of a university // Innovative Information Technologies: Materials of the International scientifc-рractical conference. Part. 1. – M.: HSE, 2014. – P. 233–234.

7. Технологии обучения. Blended Learning: переход к смешанному обучению за 5 шагов [Электронный ресурс] / Zillion – Образовательный ресурс. – Режим доступа: http:// zillion.net/ru/blog/375/blended-learningpieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiuza-5-shaghov (Дата обращения: 30.08.2017).

8. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. – М.: Стандартинформ, 2011. – 10 с.

9. Корнилов Ю. В. Использование информационных технологий в формировании информационной образовательной среды вуза // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3 (Ч. 3). – С. 591–594.

10. Обзор Мирового и российского рынка электронного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mag-union. ru/wp-content/uploads/2013/06/E-learning. pdf (Дата обращения: 30.08.2017).

11. Шеметов А. Н. Компьютерные и сетевые технологии в электроэнергетике [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Н. Шеметов, О. И. Шеметова. – Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2015. (М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2015. – № гос. регистрации 0321501725).

12. Заславец Б. И. Энергосбережение в металлургическом производстве [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б. И. Заславец, А. Н. Шеметов, О. Л. Назарова. – Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2012. (М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», 2013. – № гос. регистрации 0321300045).

Переход от индустриального к информационному обществу требует существенных изменений во многих сферах человеческой деятельности, в том числе в приобретении и распространении знаний, обновлении содержания обучения и методов преподавания, изменения роли образовательной организации и преподавателя в учебном процессе [1].

Основными предпосылками, определяющими коренную перестройку системы профессионального образования являются: диверсификация технологий, рост темпов развития экономики и общества, рост конкуренции и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, вызывающие необходимость такой организации образовательного процесса, которая могла бы максимально эффективно готовить человека к жизни в быстро меняющихся условиях и давать ему возможность обучаться на протяжении всей жизни [2, 3]:

Особую значимость эти новые тенденции получили в системе профессиональной подготовке и переподготовки, когда обмен знаниями, с целью экономии людских ресурсов и снижения ущерба предприятия, проводится без отрыва от производства.

Самый важный элемент любой производственной системы – человек, от знаний и навыков которого зависят (на уровне рабочего места) конкурентоспособность и устойчивость работы предприятия. Недостаточный уровень квалификации персонала может иметь самые серьезные последствия – от снижения объемов и качества продукции до невосполнимых потерь окружающей среде, жизни и здоровью людей в случае нарушения технологического процесса и правил техники безопасности.

Однако сложившаяся в нашей стране система подготовки кадров во многом оказалось не готова к новым реалиям по целому ряду объективных и субъективных причин. Отметим некоторые из них:

• территориальность – неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого образования «не выходя из дома»;

• консерватизм – отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий;

• инерционность – низкая адаптивность системы образования к непрерывно меняющимся социально-экономическим условиям;

Для Цитирования:
Шеметов А. Н., Меньшиков Н. П., Шеметова О. И., Новая модель профессионального обучения специалистов-энергетиков как следующая ступень эволюции образования. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: