Переход от индустриального к информационному обществу требует существенных изменений во многих сферах человеческой деятельности, в том числе в приобретении и распространении знаний, обновлении содержания обучения и методов преподавания, изменения роли образовательной организации и преподавателя в учебном процессе [1].
Основными предпосылками, определяющими коренную перестройку системы профессионального образования являются: диверсификация технологий, рост темпов развития экономики и общества, рост конкуренции и значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, вызывающие необходимость такой организации образовательного процесса, которая могла бы максимально эффективно готовить человека к жизни в быстро меняющихся условиях и давать ему возможность обучаться на протяжении всей жизни [2, 3]:
Особую значимость эти новые тенденции получили в системе профессиональной подготовке и переподготовки, когда обмен знаниями, с целью экономии людских ресурсов и снижения ущерба предприятия, проводится без отрыва от производства.
Самый важный элемент любой производственной системы – человек, от знаний и навыков которого зависят (на уровне рабочего места) конкурентоспособность и устойчивость работы предприятия. Недостаточный уровень квалификации персонала может иметь самые серьезные последствия – от снижения объемов и качества продукции до невосполнимых потерь окружающей среде, жизни и здоровью людей в случае нарушения технологического процесса и правил техники безопасности.
Однако сложившаяся в нашей стране система подготовки кадров во многом оказалось не готова к новым реалиям по целому ряду объективных и субъективных причин. Отметим некоторые из них:
• территориальность – неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого образования «не выходя из дома»;
• консерватизм – отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий;
• инерционность – низкая адаптивность системы образования к непрерывно меняющимся социально-экономическим условиям;