Статья поступила 19 декабря 2020 г.
Размещение на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации текста приказа Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (зарегистрирован в Минюсте России 15.10.2020 № 60399) [1] 16 октября 2020 г. явилось официальным опубликованием ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Данный стандарт вступает в силу с отчетности за 2022 г., т.е. исходя из положений п. 1 ст. 15 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ [2], с 1 января 2022 г. При этом п. 2 вышеуказанного приказа разрешает применение данного стандарта экономическими субъектами досрочно.
Применяя тот или иной новый федеральный стандарт бухгалтерского учета, необходимо, прежде всего, установить, какие новинки (новации) вносит новый стандарт по сравнению с ранее действовавшими нормами и положениями. Это позволит правильно и своевременно внести изменения в учетную систему конкретного экономического субъекта, обеспечивающие грамотное и своевременное применение стандарта, а также выявить новые проблемные моменты применения стандарта с точки зрения практики его реализации.
При исследовании положений нового стандарта были выявлены возможные проблемные моменты его применения, которые вызваны неточностью формулировок, а также отсутствием четко определенных переходных положений.
Выявленные в самом стандарте нечеткости и неопределенности накладываются на то, что его вступление в силу приведет к прекращению действия ряда других нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета основных средств. К самому значимому с точки зрения регулирования ведения учета акту, который утрачивает силу с 1 января 2022 г., можно отнести приказ Минфина России от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» [3].
Утрата силы данного акта приведет к тому, что регулирование ряда вопросов, связанных с ведением бухгалтерского учета основных средств, а также способы решения ряда проблем перестанут существовать. Это потребует от экономического субъекта разработки специальных подходов и решений, направленных на преодоление указанных проблем самостоятельно, без опоры на нормативные акты при вынесении профессиональных суждений.