Выдающий ученый Ричард Фейнман в свое время преподавал физику в Бразилии. В этой стране были студенты, профессора, университеты. Одна беда — физику они не знали от слова «совсем». Дело в том, что студентам было велено заучивать то, что толковали профессора, а потом пересказывать это преподавателям, чтобы успокоить последних. Ребят, которых хотели разобраться в предмете, шпыняли и третировали, потому что они отнимали время у занятых людей. Понимать всю это «талмудистику» было необязательно, потому что никто применять ее в Бразилии не собирался. Фейнман понял ситуацию, постарался объяснить ее всем, кому смог, а затем взялся за дело. Пояснял, показывал, читал лекции. Но продолжалось это недолго. Отозвал его Госдеп, дав понять, что физика посылали отдохнуть и развлечься, а он решил сделать из Бразилии мировую державу…
У нас дела с образованием обстоят иначе. Наверное, все в детстве читали сказку «Конек-горбунок». Обычно вспоминают про Ивана-дурака, волшебного конька или перо жар-птицы, забывая про старинушку, у которого было три сына. А он-то и есть ключевая фигура. Именно он поставил задачу, дал указание охранять поле, осуществил обратную связь между положением дел в хозяйстве и действиями персонала.
Судя по всему, в российском образовании появляется обратная связь, и это дает надежду. «Заграница нам поможет!» — энергично восклицал Остап Бендер. И она нам уже помогла. Важно просто отнестись к этому всерьез. Старшее, советское поколение полагает, что у нас отличное образование. Молодежь думает, что у нас «как во всем мире». И то, и другое неверно. Понять это помогла Международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment, PISA). В этой программе исследуются возможности и компетенции среднего 15-летнего школьника страны. Цель программы — ответить на вопрос, обладают ли 15-летние школьники знаниями и умениями, необходимыми для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В 2018 году в исследовании PISA участвовали 600 тыс. школьников из 79 стран. У детей не спрашивают теорем, формул, правил, а просят применить имеющиеся у них знания к решению несложных задач по математике, естественным наукам и чтению.