По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347

Нормативное регулирование в сфере электронного сельского хозяйства, цифровых и иных инновационных технологий в АПК Республики Беларусь

И. Л. Ковалёв науч. сотр. сектора управления и цифровизации, РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, ул. Казинца, д. 103, e-mail: olbosigor@mail.ru

Серьезное технологическое и экономическое отставание отечественного АПК от передового мирового сельского хозяйства в значительной степени происходило в прошлом из-за недоверия и недооценки прогрессивных возможностей стремительно развивающихся новейших инновационных технологий (особенно цифровых) как на уровне государства, так и на уровне аграриев, что, как следствие, и послужило весьма медленному и ограниченному их внедрению в сельское хозяйство страны. На сегодня наиболее насущными проблемами белорусского АПК все так же остается крайне затратное сельхозпроизводство и его низкая эффективность, в целом большинство сельхозорганизаций республики по-прежнему имеют невысокий уровень рентабельности. Так, по состоянию на конец 2020 г. он составил всего 1,7 % без учета господдержки всех сельскохозяйственных организаций, входящих в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. В последние годы в государственной экономической политике произошли серьезные положительные сдвиги и в отношении новейших высокоперспективных технологий. Так, важнейшим направлением государственной инновационной политики Республики Беларусь на идущую пятилетку теперь является цифровая трансформация традиционных секторов национальной экономики. Нынешний уровень отечественного нормативно-правового регулирования различных процессов цифровизации в аграрной сфере существенно отстает от широко внедряемых сегодня информационных, цифровых и других инновационных технологий, которые непрерывно развиваются и совершенствуются. Всем мероприятиям для эффективного внедрения новейших инновационных технологий крайне необходима законодательная поддержка на уровне своевременного и постоянного обновления и модернизации базовых нормативных положений, их регулирующих. Для укрепления доверия к новейшим технологиям и их успешной эффективной реализации в белорусском сельском хозяйстве и создания правовой основы для международной кооперации, прежде всего в рамках ЕАЭС, важнейшей задачей на сегодняшний день является формирование актуальной нормативной базы. В данной статье перечислены и представлены некоторые положения основополагающих нормативных и иных документов, действующих на сегодняшний день в ЕАЭС и Республике Беларусь, регулирующих сферу развития новых инновационных технологий, в частности цифровых. Формирование системы правового регулирования, направленной на обеспечение перехода к цифровой трансформации национальной экономики, является одним из важных инструментов реализации направлений современной государственной инновационной политики страны. В статье описан ряд высокоперспективных на сегодняшний день направлений в цифровой трансформации сельского хозяйства в мире.

Литература:

1. Официальный сайт Националь ного статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — URL: http://www.belstat. gov.by/.

2. Официальный сайт Министер ства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. — URL: www. mshp.gov.by.

3. Ковалёв И.Л. Проникновение инновационных технологий в АПК: отечественный опыт на фоне зарубежья / И. Л. Ковалёв // Достижения молодых ученых в развитии сельскохозяйственной науки и АПК: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых ученых. ФГБНУ ПНИИАЗ. — 2018. — С. 448–453.

4. Ковалёв И.Л. Перспективы дид житализации производственного сектора АПК Белоруссии // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Сельхозиздат, 2018. — № 7. — С. 64–74.

5. Ковалёв И. Л. Digital-трансфор мация как катализатор инновационных процессов в экономике / РАН. ИНИОН. Отв. ред. В. И. Герасимов // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. — М., 2019. — Вып. 2. — Ч. 1. — С. 374–380, 636.

6. Обзор государственной политики в сфере агропромышленного комплекса государств — членов Евразийского экономического союза за 2012–2018 годы (одобрен на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 19 марта 2019 г.) / Департамент агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии. — М., 2018. — 104 с.

7. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. Интегрированное информационное обеспечение агропромышленного комплекса государств — членов Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/ prom_i_agroprom/dep_agroprom/ inform/Pages/default.aspx.

8. Ковалёв И.Л. Векторы развития и зарубежный опыт автоматизации, информатизации, цифровизации в агропромышленном комплексе / И. Л. Ковалёв // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. — М.: Сельхозиздат, 2020. — № 7. — С. 20–31.

9. Ковалёв И.Л. Мировые тенденции в сельскохозяйственном маши ностроении и направления технико-технологической модернизации растениеводства в Республи ке Беларусь / И. Л. Ковалёв // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2020. — № 3. — С. 28–44.

10. ILEX.BY — онлайн-сервис готовых правовых решений по бухучету, налогообложению и праву для бухгалтеров, юристов, руководителей от компании ООО «ЮрСпектр». High-tech, или «хай так». Что тормозит оцифровку сельского хозяйства в Беларуси? 28.12.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://ilex.by/ high-tech-ili-haj-tak-chto-tormozitotsifrovku-selskogo-hozyajstva-vbelarusi/.

На данный момент в аграрном производстве Белоруссии явно превалирует подавляющее большинство, состоящее из полностью государственных предприятий и организаций с крупной долей госучастия. Так, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, на начало 2021 г. общее количество сельхозпредприятий, имеющих в пользовании площадь сельскохозяйственных земель 300 га и более и (или) численность скота и птицы в пересчете на условное поголовье скота 100 голов и более (кроме микроорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств) [1], составило всего 1382, в том числе организаций с государственной собственностью и с долей госсобственности — 887 (или 64,2 % от общего числа), в свою очередь, 968 (или 70 % от общего числа) предприятий входят в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (МСХП) [2], большинство из них или малорентабельны, или вовсе убыточны (52 %), и без мер господдержки на данный момент они практически нежизнеспособны (табл. 1).

На сегодня наиболее насущными проблемами белорусского АПК все так же остаются крайне затратное сельхозпроизводство и низкая его эффективность. И несмотря на постоянную и серьезную государственную поддержку, в целом сельхозорганизации республики по-прежнему имеют невысокий уровень рентабельности (рис. 1).

Важнейшим направлением дальнейшего развития белорусского сельского хозяйства и скорейшего выхода на приемлемую эффективность агропроизводства должна стать интенсификация этого производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения самых современных достижений научно-технического прогресса. Активная роль в решении задач по снижению себестоимости сельхозпродукции, значительной экономии всех видов ресурсов, в повышении общей эфективности аграрного производства на данном этапе развития передового мирового сельского хозяйства сейчас принадлежит показавшим свою эффективность проектам по автоматизации, информатизации, роботизации, цифровизации агропроизводства и переработки полученной сельхозпродукции. Так, по оценке Минсельхоза России, «использование цифровых технологий в АПК позволяет повысить рентабельность сельхозпроизводства за счет точечной оптимизации затрат и более эффективного распределения средств. Внедрение цифровой экономики позволяет снизить расходы не менее чем на 23 % при внедрении комплексного подхода».

Для Цитирования:
И. Л. Ковалёв, Нормативное регулирование в сфере электронного сельского хозяйства, цифровых и иных инновационных технологий в АПК Республики Беларусь. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: