Заболеваемость злокачественными новообразованиями (ЗНО) и связанная с ними смертность представляют серьезную проблему для национальных систем здравоохранения. ЗНО остаются одной из ведущих причин смертности, уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям [1], при этом «бремя рака выходит за рамки смертности [2, 3].
Цель исследования — анализ нормативных правовых актов, регламентирующих организацию медицинской помощи при злокачественных новообразованиях в российской системе здравоохранения.
Осуществлен аналитический обзор нормативных актов с 1996 г. по 2025 г. по организации медицинской помощи при злокачественных новообразованиях в российской системе здравоохранения.
В соответствии с Приказами Минздрава РФ от 23.12.1996 г. № 420 [4] и от 19.04.1999 г. № 135 [5] для принятия своевременных организационных решений, направленных на совершенствование специализированной онкологической помощи населению, была создана федеральная система раковых регистров, обеспечивающая унификацию и стандартизацию данных о больных со ЗНО в соответствии с международными стандартами, утвержденными ВОЗ для раковых регистров. Данные регистра используются для планирования и обоснования потребностей системы здравоохранения в ресурсах при организации онкологической помощи (материально-технических, кадровых и иных) в целях повышения доступности и качества МП.
С 01.07.1999 г. введены в действие документы, регламентирующие регистрацию больных ЗНО при формировании Государственного ракового регистра: форма № 090/У: «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования»; форма № 027–1/У «Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием»; форма № 030–6/У: «Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием»; форма № 027–2/У «Протокол на случай выявления у больного запущенной формы ЗНО»; форма № 030-ГРР «Регистрационная карта больного ЗНО»; форма № 030–6/ТД «Талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного ЗНО».